Библиотеки Кольского Заполярья на рубеже столетий : сборник материалов / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск, 2007.
росте недовольства рабочих и стремлении их к борьбе с угнетателями. Рабочие требовали: увеличить заработную плату, устроить медицинский пункт, улучшить бытовые условия жизни, устроить библиотеку «с выпискою современных книг, газет и журналов». Чтобы выстоять в первой мировой войне с Германией и ее союзниками, России понадобились морская дорога в Атлантику и железнодорожный путь от Петрограда к Мурману. 1915 год Новая страница в истории заселения и освоения Кольского полуострова связана со строительством торгового порта в районе Семеновских островов в Кольском заливе и Мурманской железной дороги. Строительство шло спешно и людей на стройку набирали везде, где только можно было. На Мурман приехали тысячи завербованных крестьян Псковской, Новгородской, Смоленской, Казанской и других губерний, много финнов, казахов, киргизов, украинцев, татар, китайцев и корейцев. Работали на Кольском полуострове военнопленные немцы, австрийцы, венгры. 1916 год 23 апреля (по старому стилю) открыто рабочее движение Мурманской железной дороги на участке Кандалакша - Семеново. 21 сентября (4 октября по новому стилю) - вместо поселка Семеново заложен город, который нарекли Романов - на - Мурмане. 16 ноября (по новому стилю) - на перегоне между станцией Боярская и разъездом Амбарная недалеко от станции Лоухи была торжественно проведена укладка последнего рельсового звена. На стыке строящейся линии был забит «серебряный» костыль. Это - дата основания Мурманского отделения. Тысячеверстный путь по бездорожью, в суровых климатических условиях, при полнейшем отсутствии по всей трассе оседлого населения был проложен в рекордные сроки - за 1 год 6 месяцев. 1917 год Март - Мурманская железная дорога сдана во временную эксплуатацию. Началось рабочее движение по дороге. 26 апреля - город Романов - на - Мурмане переименован в Мурманск. 17 мая - станция Романов - на - Мурмане стала называться станцией Мурманск. 1918 год На Кольском полуострове, как и по всей стране, начался период гражданской войны и иностранной интервенции. 1920 - е годы 7 марта 1920 года передовые части Красной Армии на бронепоезде «Карл Маркс» вступили в Мурманск. Из 8 тысяч белогвардейцев 2 тысячи сбежали морем, а остальные 6 тысяч сдались в плен или были уничтожены в ходе боев. Мурманская железная дорога за период оккупации понесла значительный урон. В 20 - е годы профсоюзные организации мобилизуют усилия железнодорожников на восстановление разрушенного железнодорожного хозяйства. Профсоюз стал полнее заниматься удовлетворением нужд железнодорожников, создается жилищно - строительный отдел, все шире развертывается сеть столовых, школ, больниц, детских дошкольных учреждений, домов отдыха, клубов и библиотек. Все это положительно сказалось на производственных делах, способствовало укреплению дисциплины и закреплению кадров. 10 апреля 1924 года в Мурманске в клубе железнодорожников имени Володарского состоялась очередная дорожная профсоюзная конференция, на которой присутствовало 126 делегатов со всей дороги. Одноэтажный, бревенчатый клуб располагался, примерно, в начале ул. Профсоюзов, где теперь находится здание Мурманского морского пароходства. В ходе работы конференции был решен ряд насущных хозяйственных вопросов. Делегаты конференции отметили исключительную тягу железнодорожников Кольского Севера к книгам, которые с осени 1922 года посылала дорога в специальных вагонах «Книга в складчину». Правление Мурманской железной дороги передало книжную лавку Мурманскому губернскому отделу народного образования и участковому комитету 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz