Областная научная: люди, события, факты : сборник материалов / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2004.
издание? можно ли отложить книгу, после того как ее сдадут? есть ли другой экземпляр? и т.п. Кроме того, пользователи подавали всё новые и новые требования, не получив книги по предыдущим, и надеясь найти хоть что-нибудь. Всё это вело к дополнительным трудозатратам, и время обслуживания одного читателя возрастало в 3-4 раза. В результате, в зале №2, на который падала основная нагрузка по посещениям, образовалась постоянная очередь, хотя там работали 7 сотрудников. Популярность именно этого зала объяснялась тем, что в середине 90-х годов было больше студентов начальных курсов, т.к. вузы только открывались. В дальнейшем стала возрастать нагрузка на библиотекарей и в зале №1, что повлекло за собой перестановку кадров в отделе. Здесь, с одной стороны, тоже росла группа студентов, а с другой - специалистов, которые переучивались заочно, получая более престижные специальности. Изменения в составе пользователей и их запросов выявили нехватку многих изданий и ничтожно малую экземплярность новой учебной литературы (в отделе городского абонемента её почти не было). Высокая обращаемость спрашиваемой литературы приводила к её быстрому износу, участились случаи порчи изданий. Закономерностью стало восстановление утраченных страниц путем их копирования по уцелевшим изданиям, а то и полученным по запросу из других библиотек специально для этой цели; иногда необходимо было копирование отдельных учебников целиком. Стал проблемой и регулярный переплет газет. Отправленные в переплет издания находились в этой стадии много месяцев, что приводило к росту отказов, так как из обращения выпадала наиболее актуальная часть фонда. С другой стороны, выдавая непереплетённые газеты, мы фактически утратили бы эти издания по причине физического износа. Сама подписка, учёт и движение фонда периодики в отделе стали весьма трудоёмким процессом, потребовавшим ведения нескольких подсобных картотек и списков. В частности, была сделана картотека, отражающая фонд журналов и газет отдела книгохранения, куда регулярно вносились все изменения и дополнения. Отдел приспосабливал технологию работы к новым условиям жизни. Например, введение ламинированного читательского билета потребовало изготовления специальных кармашков, а также особых отметок для вновь записанных пользователей. (Билет был введен раньше появления в отделе БД “Библиотека”). Пришлось вводить 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz