Всероссийский библиотечный конгресс «Библиотека – культурный код России» : XXVII Ежегодная конференция библиотечной ассоциации, 10-17 2023 года : сборник докладов специалистов общедоступных библиотек Мурманской области / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: Сумарокова Т. А., Иванова С. В.; редколлегия: Сосипатрова Ю. В. [и др.]. - Мурманск : МГОУНБ, 2023. - 213 с.
133 Увеличение выдачи документов из лицензионных ресурсов наблюдается по всем БД, в том числе локального доступа. Исключение составляет НЭБ, которая максимально открыла свои коллекции для свободного доступа. Обращения к ресурсу остались на уровне 2020 года. Наиболее востребованным ресурсом осталась ЭБ ЛитРес, которая имеет наиболее удобную платформу и самое большое количество разножанровой литературы. Доступ к онлайн-сервисам МГОУНБ организован на официальном сайте библиотеки (раздел «Онлайн-услуги»). Показатель обращений к онлайн-сервисам МГОУНБ, кроме сервисов «Доступ к электронному каталогу», «Библиопоиск», «Заказ литературы» и «Продление срока пользования изданиями», входит в показатель объема государственной услуги «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки удаленно через Интернет». Основные показатели деятельности библиотеки в 2022 году выполнены с положительной динамикой относительно 2021 года и некоторые относительно 2022. В 2022 году в библиотеке состоялся ряд новых мероприятий, которые привлекли внимание к библиотечным ресурсам, сделали библиотеку более привлекательной для посетителей. Возросло количество обращений с научной целью более чем на 40% по сравнению с двумя предыдущими годами. В динамике за три года прослеживается небольшое увеличение количества абонентов и тем постоянно действующих запросов. В свое время библиотекам пришлось искать новые площадки для общения с пользователями. Ими стали социальные сети и мессенджеры для оперативной связи с пользователями. В социальных сетях велось справочное обслуживание удаленных пользователей, информирование об услугах и мероприятиях. Наиболее популярной оказалась сеть «ВКонтакте», где в аккаунтах библиотек отмечались выполненные справки в сообщениях пользователям, как в публичных (в группах и на страницах библиотек), так и в личных сообщениях пользователям; Широкое распространение информационных технологий привело к модернизации всех направлений деятельности библиотек, остается наиболее важным и продуктивным справочно-библиографическое обслуживание, а также доступность информации, равноценное информационное обслуживание, предоставление услуг через Интернет, отсутствие необходимости личного посещения библиотеки, особенно в современных реалиях. Как бы не была хороша цифровизация, но все следует выделить некоторые ее недостатки: опасность замещения процессов, в которых необходимо участие человека, информационными технологиями, отсюда возможные проблемы в сфере занятости; Интернет-пространство становится основным источником получения информации, зачастую некачественной, «нефильтрованной», а для неподготовленного пользователя это может стать причиной обращения к пустой нерелевантной информации; отсутствие живого общения, что может повлиять на конкретизацию запроса и соответственно снизить качество выполняемой услуги, да и просто отсутствие эмоционального отклика на просьбу о помощи; понятие человеческого фактора и недостаток квалификации с точки зрения профессиональных и «мягких» навыков (возможные ошибки, необходимость переобучения в связи с переходом на новые технологии, методы и средства обслуживания пользователей). Развитие информационно-библиографической деятельности в ее традиционном понимании находится в своеобразной точке «покоя», назревает новый виток ее эволюции, связанный с гармоничным сочетанием новых технологий и «старых» методик. Миссия библиотек – борьба с информационным невежеством, воспитание нового типа пользователя библиотек, ведь меняться должна не только библиотечная сфера, но и человек, который обращается за ее ценным информационным ресурсам. Неразумно делать выбор в пользу чего-то одного. Все стремится к равновесию и гармоничному развитию. Цифровая культура является скорее инструментом, своего рода «палкой» на пути развития библиографической деятельности. Следует направлять его в сторону пользователя, создавая новые продукты в виде ресурсов открытого доступа, библиографических указателей, онлайн-школ и т.д., закладывая в бюджет достаточный уровень финансирования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz