Всероссийский библиотечный конгресс «Библиотека – культурный код России» : XXVII Ежегодная конференция библиотечной ассоциации, 10-17 2023 года : сборник докладов специалистов общедоступных библиотек Мурманской области / Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составители: Сумарокова Т. А., Иванова С. В.; редколлегия: Сосипатрова Ю. В. [и др.]. - Мурманск : МГОУНБ, 2023. - 213 с.
136 учение, или сокращенная христианская богословия для употребления его императорскаго высочества Пресветлейшаго всероссийскаго наследника, Благовернаго Государя цесаревича и великаго князя Павла Петровича: сочиненная его императорского высочества учителем Иеромонахомъ [что ныне Синодалнымъ Членомъ Архиепископомъ Тферским и Кашинским, и Свято-Троицкия Лавры Архимандритом] Платономъ» (Москва, 1773). Представлена житийная литература (5 экз.), 1 сборник церковно-гражданского права, 2 книги священной истории, молитвослов, литературно-художественные издания. Из наиболее ранних Библейских книг: «Священное Евангелие, по вся дни чтомое по зачаломъ с толкованиемъ святаго блаженнаго Феофилакта, архиепископа Болгарского» (Москва, 1803). Наиболее ранняя из книг Псалтири – издание 1814 года. В собрании есть экземпляр Елизаветинской Библии, которая до сих пор используется Русской православной церковью как наиболее авторитетный перевод Священного писания на церковнославянский язык. Экземпляр Елизаветинской Библии является неполным, в нем отсутствуют первые и последние листы, имеющиеся из начальных сильно пострадали. С. А. Антошина предположила, что это 8-е издание Библии, напечатанное в 1784 году. Сравнив текст экземпляра из Ковды, его оформление (гравюры на библейские сюжеты в начале глав; орнамент, заставки, концовки) с полнотекстовой копией книги 1784 года, представленной в разделе рукописей на сайте Российской государственной библиотеки, мы пришли к выводу, что перед нами другое издание. В качестве идентифицирующего признака для установления года издания были использованы «клейма» печатников (сокращенное имя тередорщика и номер стана, на котором он работал), напечатанные под наборной полосой слева на отдельных листах книги. В печатном каталоге «Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации» А. А. Гусевой 30 были просмотрены описания всех изданий Елизаветинской Библии, напечатанных в 18 веке, сверены «клейма», указанные в Своде, с клеймами экземпляра из Ковдско-Никольской церкви. Клейма исследуемого экземпляра, их месторасположение не совпадали с описаниями «Свода», поэтому мы предположили, что издание могло быть напечатано позднее. На сайтах книготорговых магазинов было выявлено описание Библии 1816 года с фотографиями страниц с «клеймами», которые полностью совпадали с «клеймами» исследуемого экземпляра. Учитывая, что «клейма» печатников в каждом отдельном издании не повторяются, мы можем с большой долей вероятности датировать экземпляр Ковдско-Никольской церкви 1816-м годом. Это шестнадцатое издание, напечатанное в Москве в июле 1816 года, во время правления императора Александра I, последнее, где присутствуют гравюры. Текст напечатан в два столбца четким шрифтом, гравюры в начале и конце глав – заставки, инициалы и концовки в стиле русского барокко, которые отличают Елизаветинское издание от других, также совпадают с изданием 1816 года. Представляет также интерес издание «Библия, или Книги священного писания Ветхаго и Новаго Завета» (Санктпетербург, 1820, Третьимъ изданиемъ, от преждепечатанной 1663 года). На книге имеется печать Ковдско-Никольской церкви. Конец утрачен. На форзаце автограф священника Николая Шмакова: «Сия книга Никольской церкви Кемского уезда казенная за № 1-м». Николай Иванович Шмаков (1829- 1902), окончивший по первому разряду Архангельскую духовную семинарию, с 1852 года являлся священником Ковдского прихода, выделившегося из Кандалакшского в 1845 г., и прослужил в Ковде более 23 лет. В экземпляр вложены расписка от февраля 1921 г. и протокол общего собрания граждан села Ковды для организации рыбозвериного союза рыбаков, протокол собрания и личные расписки рыбозвериной артели. В напрестольном Евангелии (Москва, 1890) сохранился красный оклад, накладки на последней странице обложки, часть застежки. Многие книги содержат надписи, владельческие знаки: о принадлежности книг тому или иному лицу, о дарении или пожертвовании книги, напоминания о смерти различных лиц, их церковном поминовении. Также в некоторые экземпляры вложены записки 30 Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации / РГБ. Москва : Индрик, 2010. 1252 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz