БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 25 / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост. Л. П. Петриченко ; редкол.: С.А. Медникова и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2012.- 187 с. : ил., портр.

22 разных уровней, их бюджетные взаимоотношения, а, следовательно, и положение всей социокультурной сферы, в том числе и библиотек, что потребовало преобразования общедоступных библиотек в новые организационные формы, соответствующие принятому законодательству. Этот процесс, несомненно, вызвал необходимость интенсивного организационно - методического сопровождения со стороны Областной научной библиотеки. В этом контексте специалистами научно - методической службы для глав муниципальных районов, администраций городских (сельских) поселений, начальников отделов культуры районов муниципальных администраций были подготовлены рекомендации по исполнению их полномочий в части организации библиотечного обслуживания с учетом сохранения единого библиотечно - информационного пространства региона. Наиболее востребованной и результативной формой методической помощи в это время стали выезды в муниципальные образования с целью проведения совещаний и консультаций для руководителей библиотек и глав администраций по определению оптимальной модели развития библиотек. Задачи органов местного самоуправления по сохранению и развитию муниципальных библиотек неоднократно рассматривались на заседаниях Коллегии Комитета по культуре и искусству Мурманской области и Координационного Совета представительных органов местного самоуправления Мурманской области. 2011 год стал этапным для бюджетной сферы страны и ознаменовался началом внедрения в библиотечную практику ФЗ №83. К началу 2012 года все государственные и муниципальные библиотеки Мурманской области стали бюджетными учреждениями нового типа. Этому предшествовало заседание Совета директоров государственных и муниципальных библиотек Мурманской области, где обсуждались приоритеты стратегического планирования и вопросы формирования государственных и муниципальных заданий на оказание услуг и работ в условиях перехода на новую систему целеполагания и бюджетирования учреждений культуры Мурманской области. Таким образом, процессы, происходившие в результате реализации различных реформ во всех сферах российского государства в последние десятилетия, так или иначе, влияли на структуру библиотечной сети Мурманской области. В настоящее время сеть государственных и муниципальных библиотек представлена 3 областными библиотеками (Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, Мурманская областная детско - юношеская библиотека, Мурманская государственная областная специальная библиотека для слепых ) и 168 муниципальными библиотеками, из них - 116 городских, 52 сельских. Детское население области обслуживали 43 муниципальные детские библиотеки. Сегодня в области действуют следующие модели организации муниципальных библиотек: 21 библиотечное объединение, в т.ч. 10 централизованных библиотечных систем , 4 межпоселенческие библиотеки, 8 самостоятельных поселенческих библиотек и 2 библиотеки, входящие в состав комплексных центров культуры. Происходящие изменения и новые требования, предъявляемые современным информационным обществом к библиотекам, привели к необходимости пересмотра приоритетов и направлений в методической деятельности библиотеки. Например, усилилась методическая роль специализированных структур библиотеки, осуществляющих внедрение процессов информатизации и корпоративной каталогизации, которые проходят в рамках реализации региональных целевых программ, таких как «Административная реформа в Мурманской области» и «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области». Благодаря реализации этих программ в области создана региональная сеть Центров общественного доступа к государственной и социально значимой информации, оснащенных компьютерным оборудованием. На 1 января 2012 года в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz