БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 27 / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост. А. И. Грешникова ; редкол.: С.А. Медникова и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2014. – 213 с. : ил., портр.
131 «библиотека должна быть реальным местом позитивной самореализации пользователя» . Поэтому не следует навязывать им мероприятия, которые с воспитательной точки зрения, возможно, и полезны, но на которые их можно собрать только по принуждению. При работе с молодежью библиотекари не должны забывать и о собственном имидже и деловых качествах. Ведь приходя в библиотеку, молодые люди общаются с библиотекарем, в процессе чего формируют свое мнение о нем и о библиотеке в целом. Иногда это мнение не совсем положительное. А ведь зачастую именно от библиотекаря зависит, придет ли в следующий раз этот человек в библиотеку или нет. К сожалению, уже очень долгое время бытует сравнение библиотекаря с «серой мышкой». Долгое время в СМИ, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы , убранные в пучок, тихая, а порой даже безропотная женщина). Такой образ не добавляет популярности ни библиотечной профессии, ни библиотеке. Поэтому следует работать над формированием нового позитивного восприятия библиотекаря молодёжью. Главная задача имиджа - показать наряду с компетентностью готовность к общению, создать образ доброго советчика. Так, в библиотеках Финляндии библиотекарь никогда не садится напротив читателя, а садится рядом с ним. Это сближает библиотекаря и читателя; они находятся на равных условиях, и у библиотекаря нет превосходства перед читателем. Наш имидж в сознании других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление. Социологические опросы, проведенные в разных библиотеках нашей страны и за рубежом, показали, что современный библиотекарь должен обладать следующими деловыми качествами: внимание , настойчивость , память , уравновешенность , коммуникативность , активность, четкая и грамотная речь , умение логически мыслить , компетентность , доверительность , готовность к помощи. Положительно сказывается на имидже профессии и библиотеки в целом привлечение к библиотечной работе , так называемых библиотечных представителей. Пока такая форма работы присуща в основном зарубежным библиотекам. Так, в Молодёжной библиотеке PUNKTmedia (г. Стокгольм, Швеция) помимо рядовых сотрудников работают так называемые «молодые посланники библиотеки» . Это подростки из разных школ города, которые работают там по четыре часа в неделю. Они создают свои культурные программы и участвуют в проектах библиотеки, рассказывают сказки для маленьких детей, которых молодые родители оставляют в библиотеке на время, организуют помощь в приготовлении домашних заданий. Каждый год эти библиотечные представители меняются. За это они, также как и рядовые сотрудники библиотеки, получают зарплату. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: для современной молодежи очень важна комфортная, дружественная среда библиотеки, но технологические составляющие для них не менее важны. Большую роль играет доступность услуг, современный фонд, с помощью которого молодые читатели смогли бы ответить на все интересующие их вопросы. Библиотека должна перестраиваться и стать местом, где читатели с удовольствием проведут свое свободное время. Она должна стать центром общения и интересного досуга. Как считает директор Российской государственной библиотеки для молодежи, И.Б. Михнова, «самое главное – мысленно ставить себя на место твоего пользователя, смотреть и оценивать библиотеку его глазами» . По мнению Неда Поттера, специалиста по информационным технологиям в библиотеке университета в Лидсе (Великобритания), современный библиотекарь в своей работе должен руководствоваться следующими основными принципами: Библиотека – это не только книги;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz