БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 29
129 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Сереева З.Е., главный библиотекарь отдела инновационно- методической работы центральной городской библиотеки, МУК «ЦБС» г. Оленегорска По следам локального исследования «Быть патриотом – знать свою историю» Тема Великой Отечественной войны всегда была и остается в центре внимания библиотек. В разноплановую по формам работу зачастую включаются локальные исследования. Оленегорские библиотеки в этом отношении не являются исключением: на протяжении многих лет мы выходили с такими исследованиями к нашим читателям. Разумеется, в первую очередь нас интересовали знание литературы о Великой Отечественной, читательские предпочтения, интересы, запросы. Уже попутно в опросные листы включались вопросы на знание исторических событий, фактов, имен… Результаты таких опросов, даже небольших по объему, всегда волновали: год за годом мы, как и наши коллеги по всей стране, наблюдали снижение уровня знаний и начитанности о событиях, которые забывать нельзя. В 2015 году, в год 70-летия Великой Победы, администрация Оленегорска обратилась к библиотекам с просьбой провести совместно с общеобразовательными школами еще один мониторинг – вернуться к теме Великой Отечественной, пригласив юных оленегорцев к разговору и о патриотизме, и о необходимости знать историю. В феврале 2015 года почти 500 оленегорских школьников от 10 до 18 лет включились в работу над анкетой, полученной от библиотекарей или учителей. Цель исследования определялась с учетом социального заказа: выявить общие представления обучающихся о патриотизме и о взаимосвязи гражданской позиции человека со знанием родной истории, уточнить уровень знаний респондентами основных фактов истории Великой Отечественной войны – одного из важнейших событий отечественной истории, оказавшего огромное влияние на формирование патриотических чувств нескольких поколений жителей нашей страны. Таким образом, ребята получили возможность высказать свои представления о патриотизме, определить свою позицию (патриот или нет); «озвучить» свои размышления о важности знания родной истории и взаимосвязи таких знаний с патриотической позицией гражданина; дать свою оценку победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также продемонстрировать знание истории Великой Отечественной на примере нескольких ключевых фактов и литературы о ней. Попутно респонденты могли показать и свою осведомленность о том, какая работа по патриотическому воспитанию ведется в родном городе. Данный опрос хотя бы опосредованно, но должен был подтолкнуть ребят к размышлениям и осознанию своего места в родной стране, своего отношения к ней и ее истории. Чтобы отвечать «социальному заказу», в одном опросе пришлось объединить темы, достойные отдельного внимания (отдельного исследования). Поэтому опросный лист получился сложным по структуре: в анкету вошли блок вопросов о патриотизме, не слишком сложных для восприятия детей и подростков; блок вопросов на знание фактографического материала, несколько вопросов «ценностного» плана и уточняющего характера. Анкета не адаптировалась к разным возрастным группам, вопросы формулировались достаточно доступно для учащихся и среднего, и старшего звена. Представленный нами отчет содержит обобщенные данные по каждому вопросу анкеты. Порой сухие цифры не скрывают остроты проблем, которые обозначаются в ходе опроса. Так, если общее представление ребят о патриотизме не вызвало беспокойства,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz