БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 29
28 литературы. Критерии единичны, поверхностны, не чётки, у многих отсутствует понимание сути художественного произведения. Что касается целей обращения к художественной литературе, можно утверждать, что она в основном служит способом отвлечения от реальной жизни (эскапическая), восполнения эмоциональных лакун (компенсаторная) и получения удовольствия (гедоническая). Высок интерес к таким темам, как история, психология, культура и искусство, общественно-политическая сфера. Однако книги по отраслям знаний занимают в структуре чтения жителей Кольского полуострова не очень значительное место: в целом не более 17 % от общего числа указанных книг. Возможно, это компенсируется изучением материалов периодических изданий и Интернет-сайтов. Заметно снижена роль чтения в контексте образования. Респонденты указали на побудительную роль обучения, но процент чтения в учебном заведении низок, среди книг, читаемых в настоящее время, учебная литература почти не упоминается. Потенциально чтение может занимать ещё более значительное место в системе досуга анкетируемых, в связи с интересом к деятельности литературных объединений. Большинство анкетируемых выразили в той или иной мере желание участвовать в работе литературных клубов и кружков (в том числе в сети Интернет), то есть углублять и развивать свою культуру чтения, а также проводить свободное время, читая и обсуждая прочитанное. Имидж библиотек Мурманской области можно считать высоким и авторитетным. Пользователи (реальные и потенциальные) видят в наших учреждениях компетентных посредников между информацией и читательской средой. Ведущими функциями библиотекаря жители Мурманской области считают: отбор лучшей информации, рекомендация её пользователям и общение. Высоким остаётся спрос на те аспекты деятельности, которые обеспечивают культурный досуг. Основываясь на анализе ответов респондентов и сделанных выводах, в целях совершенствования работы, библиотечным специалистам можно рекомендовать следующее. 1. Запланировать мероприятия по формированию спроса на ресурсы библиотек в помощь самообразованию и саморазвитию. Это направление деятельности библиотек акцентируется правительственными документами: «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», «Стратегией инновационного развития Российской Федерации» и др. Библиотеки обладают значительными фондами печатных и мультимедийных документов, имеют доступ к обширным электронным ресурсам. Читатели в свою очередь осознают чтение как средство саморазвития и самообразования, однако это не в полной мере реализуется. Профориентационная работа библиотек недостаточно развита. Она ограничена отдельными информационными мероприятиями для старшеклассников. Необходимо активизировать работу по формированию среди населения позитивных установок на получение образования (в том числе дополнительного), повышение квалификации, личностное самосовершенствование. Важнейшими социальными группами, на которые может быть направлена профориентационная работа кроме школьников, являются студенты, молодые специалисты, квалифицированные специалисты со стажем работы свыше 10 лет, безработные, домохозяйки. Не в полной мере раскрываются возможности художественной литературы как средства самопознания и самосовершенствования. Следствием этого является информационный подход к чтению. Необходима работа по формированию соответствующего имиджа художественной книги и раскрытию её психологических возможностей. Рекомендуем усилить рекламу ресурсов, способствующих образованию и саморазвитию: учебных документов, баз данных, интернет-сайтов. Ведущими формами работы могут быть выставки (предпочтительно выездные), «ярмарки», акции, мастер-классы, тренинги, выступления на телевидении и радио. Эффективность повысят собственные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz