БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 29
29 информационные продукты на актуальные темы: рекомендательные списки, рефераты, дайджесты, путеводители и др. 2. Скорректировать тематику проводимых мероприятий в соответствии с областями знаний, пользующимися наибольшим спросом у населения. Респонденты проявили интерес к информации исторической и психологической тематики. Библиотеки, работая с исторической литературой, часто ограничиваются юбилейными датами, оставляя за пределами внимания события новейшей истории, отдельные книги и электронные ресурсы, полемические темы (роль определённых деятелей, отношения с конкретными странами и народами, альтернативная история и др.). Тема психологии разрабатывается библиотекарями крайне редко. В основном некоторые психологические аспекты затрагиваются при работе с подростками в рамках профориентации и при проведении мероприятий с семьёй. Психологические ресурсы, направленные на самосовершенствование и достижение успеха, деловые отношения и бизнес практически не освещаются. Однако информационные ресурсы на эти темы представлены довольно широко и в печатном и в электронном виде, в том числе в электронных библиотеках. Наиболее эффективными формами работы могут быть читательские конференции, семинары, беседы, встречи с интересными людьми, тренинги. Библиотекари редко работают с темами, интересующими мужчин: техникой, политикой, спортом; маломобильны в освещении актуальных событий. Для работы над раскрытием информационных ресурсов по этим темам, в связи с недостаточной компетентностью библиотекарей, желательно привлекать специалистов и лидеров, имеющих устойчивый глубокий интерес к соответствующей теме. Информационная работа в помощь профессиональному чтению ведётся в основном индивидуально. Дни специалиста, дни информации проходят лишь для педагогов. Необходимо расширить работу с предприятиями, учреждениями, организациями: изучать их информационные потребности, формировать спрос на актуальную информацию, использовать удобные для них формы работы. Изучить профессиональный состав населения обслуживаемой территории: наиболее многочисленные группы рабочих и служащих, их проблемы и демографические особенности, потребности в специалистах. 3. Усилить работу по развитию культуры чтения пользователей в сфере художественной литературы. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки подчёркивает: «Важнейшей задачей государственной культурной политики является расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и зарубежной литературы…». Важнейшим условием доступности художественного произведения является его понимание, умение декодировать и объяснить заключённые в нём идеи. Исследование выявило проблемные зоны культуры чтения: анализ прочитанного ослаблен и максимально обобщён; художественное произведение оценивается как обычное информационное сообщение; в оценках доминируют формальные признаки; отрицательные впечатления большинством читателей не вербализуются. Мероприятиями, стимулирующими читателей к осмыслению прочитанного и помогающими сформулировать мысли и ощущения могут быть: написание отзывов, рецензий, конкурсы аннотаций, буктрейлеров, выставки читательских предпочтений, обсуждения книг, читательские конференции. Однако, наилучшие результаты по формированию навыков анализа прочитанного могут быть достигнуты при последовательной, комплексной работе по обучению читателей понимать и оценивать художественный текст. Это могут быть долгосрочные программы и проекты обучающего либо просветительского характера, включающие элементы оформления библиотечных помещений, рекомендательные и методические материалы (печатные и электронные), массовые мероприятия, встречи с писателями и др. Тематически такие программы могут быть связаны с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz