БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 29

34 Николаева Ю., заведующая отделом обслуживания ЦГБ Мончегорская ЦБС Мы пишем сочинение … С 2014 года выпускники школ пишут итоговое сочинение по литературе. Для учащихся и учителей в помощь в этом сложном деле Центральная городская библиотека второй год проводит обзоры художественной литературы по объявленным Министерством образования темам. В 2015 тематические направления: «любовь», «дом», «путь», «время», «Год литературы в России» озадачили и педагогов, и старшеклассников, и библиотекарей. Согласовав темы для обзора с руководителем МО словесников г. Мончегорска Мариной Викторовной Корниловой, сотрудники библиотеки разработали и провели литературные обозрения по темам путь и время. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени, как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха». Можно продолжить: время поиска, время мужания, пора взросления, герой нашего времени, «Времена не выбирают…». «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Хочу отметить, что время и путь – пересекающиеся темы и от продуманных аргументов ученика зависит то, как он раскроет тему. Вообще, на примере одного произведения «Война и мир» или «Тихий Дон» можно рассмотреть все, предложенные в этом году, темы. По сути, каждое из направлений - сплошная абстракция, но в этом есть и плюсы - подобрать можно какое угодно произведение. По направлению « время» выпускникам предложены следующие произведения: Классики: А. Чехов «Три сестры», «Вишнёвый сад» (время испытаний), Бунин И. «Антоновские яблоки», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Современники: С. Довлатов «Чемодан», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», Д. Рубина «Яблоки из сада Шлицбутера», Е. Катишонок «Жили- были старик со старухой», С. Алексиевич «Время секонд-хенд». Книги-дневники , отражающие переломные моменты в истории: З. Гиппиус «Петербургский дневник», И. Бунин «Окаянные дни», Анна Франк «Убежище». Семейные саги, где судьбу поколения можно увидеть на примере одной семьи: И. Бунин «Жизнь Арсеньева», А. Рыбаков «Дети Арбата», В. Аксёнов «Московская сага», «Медея и её дети» Л. Улицкая. Зарубежная литература : Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы», Г. Харрер «Семь лет в Тибете». По направлению « путь» одиннадцатиклассникам предложены следующие произведения: Классики: А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», А. П. Чехов «Остров Сахалин». Фронтовая поэзия: Константина Симонова, Александра Твардовского. Современники: В. Быков «Сотников», Ю. Д. Левитанский «Когда-нибудь после меня». Зарубежная литература: Мортенсон Г. «Три чашки чая», Уотсон Дж. «Сила мечты», Майер Д. «Храброе сердце Ирены Сендлер», Ремарк Э.М. «Время жить и время умирать». В начале XX веке учащиеся гимназий тоже писали сочинение. Для сравнения - темы сочинений для гимназистов, ровесников сегодняшних выпускников:  Слово как источник счастья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz