БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 30

128 выявить резерв читательской аудитории для расширения зоны обслуживания, и впоследствии поможет скоординировать работу со школами таким образом, чтобы как можно больше учащихся становились получателями библиотечных услуг. Временной охват исследования – сентябрь 2016 г. - январь 2017 г., т.е. половина учебного года. Каждая библиотека, входящая в состав ЦБС, для анализа сделала выборку и предоставила следующие сведения: 1) количество читателей, 2) количество посещений, 3) количество массовых мероприятий и 4) количество посещений на мероприятиях. Также было предложено кратко обозначить читательские предпочтения. Выборка по показателям №№ 1, 2 проводилась по абонементам, где можно взять книгу на дом. Выборка по показателям №№ 3, 4 проводилась на основании всех Дневников работы библиотеки структурных подразделений. Каждая библиотека, в соответствии с предложенной для анализа таблицей, заполняла сведения по каждой школе отдельно. Конечно же, библиотекари - практики с ходу могут ответить, какие классы читают в библиотеке, какие нет. Но иногда бывает полезным увидеть картину через призму статистики. Группируя показатели, были сделаны таблицы, отражающие «Анализ читательской активности по общеобразовательным школам» (а их в ЗАТО Александровск - 8), «Анализ читательской активности по городам» (Гаджиево, Полярный, Снежногорск, н.п. Оленья Губа). Был высчитан процент охвата учащихся библиотечным обслуживанием (соотношение кол - ва читателей библиотек в классах к общему количеству учащихся в классах). Показатель «Процент охвата учащихся библиотечным обслуживанием» в разрезе по классам красноречиво свидетельствует о том, что 1 - 4 и 5 - 8 классы в целом наиболее активно посещают библиотеки. Старшие классы – наименее активно. По опыту других библиотечных систем, среднее звено нередко выпадает из обслуживания. В нашем случае активно читают учащиеся 5 - 8 кл. МБОУ ООШ №1, МБОУ ООШ №2, МБОУ Гимназия, МБОУ СОШ № 276, МБОУ ООШ № 280. Низкая активность среднего звена в МБОУ ООШ № 279, МБОУ СОШ № 266, МБОУ ООШ № 269. Данную таблицу было рекомендовано использовать, решая задачи по привлечению новых читателей. Так, в СОШ №266 менее половины старшеклассников являются читателями – всего 45%, в ООШ№269 – 55 %. Здесь еще важен такой момент, что привлечение детей в библиотеку во многом зависит и от личного контакта библиотекаря с педагогом. Есть такая тенденция – не загружать выпускные классы… Здесь в каждом случае надо использовать индивидуальный подход. Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:  лидером по читательской активности во всех школах остаются младшие классы;  необходимо активнее задействовать старшие классы (Снежногорск);  необходимо использовать скрытые резервы в привлечении к чтению учащихся МБОУ «Гимназия» ;  необходимо усилить работу с учащимися среднего звена (МБОУ ООШ № 279, МБОУ СОШ № 266 и МБОУ ООШ№ 269). В целом взаимодействие «муниципальная библиотека – школа» в ЗАТО Александровск можно охарактеризовать как устойчиво - стабильное, со сложившимися традициями и результативное. Договоры о социокультурном партнерстве заключены со всеми образовательными учреждениями. И завершился анализ обобщением личных наблюдений библиотекарей, напрямую связанных с обслуживанием детей. Библиотекарей попросили назвать самый активный класс и самого активного учителя. Интерес у участников семинара - практикума «Роль библиотеки общеобразовательной организации в обеспечении информационной поддержки современного образовательного пространства» вызвал опыт работы городской детской библиотеки «Мир Детства» по программе «Чтение как открытие». Ведущий библиограф Ирина Радутная поделилась наработками по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz