БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 30
128 выявить резерв читательской аудитории для расширения зоны обслуживания, и впоследствии поможет скоординировать работу со школами таким образом, чтобы как можно больше учащихся становились получателями библиотечных услуг. Временной охват исследования – сентябрь 2016 г. - январь 2017 г., т.е. половина учебного года. Каждая библиотека, входящая в состав ЦБС, для анализа сделала выборку и предоставила следующие сведения: 1) количество читателей, 2) количество посещений, 3) количество массовых мероприятий и 4) количество посещений на мероприятиях. Также было предложено кратко обозначить читательские предпочтения. Выборка по показателям №№ 1, 2 проводилась по абонементам, где можно взять книгу на дом. Выборка по показателям №№ 3, 4 проводилась на основании всех Дневников работы библиотеки структурных подразделений. Каждая библиотека, в соответствии с предложенной для анализа таблицей, заполняла сведения по каждой школе отдельно. Конечно же, библиотекари - практики с ходу могут ответить, какие классы читают в библиотеке, какие нет. Но иногда бывает полезным увидеть картину через призму статистики. Группируя показатели, были сделаны таблицы, отражающие «Анализ читательской активности по общеобразовательным школам» (а их в ЗАТО Александровск - 8), «Анализ читательской активности по городам» (Гаджиево, Полярный, Снежногорск, н.п. Оленья Губа). Был высчитан процент охвата учащихся библиотечным обслуживанием (соотношение кол - ва читателей библиотек в классах к общему количеству учащихся в классах). Показатель «Процент охвата учащихся библиотечным обслуживанием» в разрезе по классам красноречиво свидетельствует о том, что 1 - 4 и 5 - 8 классы в целом наиболее активно посещают библиотеки. Старшие классы – наименее активно. По опыту других библиотечных систем, среднее звено нередко выпадает из обслуживания. В нашем случае активно читают учащиеся 5 - 8 кл. МБОУ ООШ №1, МБОУ ООШ №2, МБОУ Гимназия, МБОУ СОШ № 276, МБОУ ООШ № 280. Низкая активность среднего звена в МБОУ ООШ № 279, МБОУ СОШ № 266, МБОУ ООШ № 269. Данную таблицу было рекомендовано использовать, решая задачи по привлечению новых читателей. Так, в СОШ №266 менее половины старшеклассников являются читателями – всего 45%, в ООШ№269 – 55 %. Здесь еще важен такой момент, что привлечение детей в библиотеку во многом зависит и от личного контакта библиотекаря с педагогом. Есть такая тенденция – не загружать выпускные классы… Здесь в каждом случае надо использовать индивидуальный подход. Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: лидером по читательской активности во всех школах остаются младшие классы; необходимо активнее задействовать старшие классы (Снежногорск); необходимо использовать скрытые резервы в привлечении к чтению учащихся МБОУ «Гимназия» ; необходимо усилить работу с учащимися среднего звена (МБОУ ООШ № 279, МБОУ СОШ № 266 и МБОУ ООШ№ 269). В целом взаимодействие «муниципальная библиотека – школа» в ЗАТО Александровск можно охарактеризовать как устойчиво - стабильное, со сложившимися традициями и результативное. Договоры о социокультурном партнерстве заключены со всеми образовательными учреждениями. И завершился анализ обобщением личных наблюдений библиотекарей, напрямую связанных с обслуживанием детей. Библиотекарей попросили назвать самый активный класс и самого активного учителя. Интерес у участников семинара - практикума «Роль библиотеки общеобразовательной организации в обеспечении информационной поддержки современного образовательного пространства» вызвал опыт работы городской детской библиотеки «Мир Детства» по программе «Чтение как открытие». Ведущий библиограф Ирина Радутная поделилась наработками по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz