БИБ: библиотечно-информационный бюллетень N 30

43 облике, особенностях характера и личности. Прижизненные портреты Пушкина воспринимаются всеми поколениями как особо ценное достояние. Они – свидетельства очевидцев, хотя при всей своей схожести у каждого из них «свой Пушкин» . Увидеть великого русского поэта глазами художников библиотекари предложили военнослужащим, совершив виртуальное путешествие в картинную галерею с залами одного портрета. В первом зале была представлена миниатюра неизвестного художника, изображающая маленького Сашу Пушкина. Путешествие по этому залу сопровождалось рассказом о детстве Александра Сергеевича, его близких людях, а также поэтическими воспоминаниями об этом времени самого поэта. Во втором зале вниманию зрителей была предложена гравюра «Пушкин» Е. И. Гейтмана, созданная в 1822 году. Ко времени создания этого портрета молодым поэтом были уже написаны поэмы «Руслан и Людмила» , «Бахчисарайский фонтан» и другие. Портрет стал первым, который издатели приложили к вышедшему «Кавказскому пленнику» в 1822 году. Это было первое изображение, по которому читателю предстояло составить мнение об облике стихотворца. Музыкальным сопровождением в этом зале стал романс «Фонтану Бахчисарайского дворца» на стихи А. С. Пушкина в исполнении солистки Ирины Архиповой. Следующий зал знакомил с портретами поэта, написанными художниками В.А. Тропининым и О.А. Кипренским в 1827 году после Михайловской ссылки А.С. Пушкина. В четвертом зале галереи находился портрет Пушкина, который до сих пор относится к числу загадочных или неразгаданных. Инициалы художника, расшифрованные как имя и фамилия «Иван Линев», оспорены новейшими исследователями. Но при всем этом образ Пушкина на этом холсте исполнен огромной силы и выразительности. Искусствоведы отмечали в этом портрете «печать исхода судьбы поэта». Как будто художник, писавший его, все знал наперед: Черную речку и те последние два дня после дуэли, часы великой муки и безграничного мужества. В изображении передано внутреннее состояние несчастного человека, измученного злобой завистников, предательством и клеветой. Прозвучавшее стихотворение А. С. Пушкина «Предчувствие» стало эмоциональным дополнением к представленному портрету. В двух следующих залах были представлены картины «Прибытие раненного Пушкина» П. Ф. Бореля и «Пушкин на смертном одре» А. А. Козлова. Рассказ об этих картинах дополнил отрывок из художественного фильма «Пушкин. Последняя дуэль» , снятого Н. Бондарчук в 2006 году. На сегодняшний день для творцов изобразительного искусства образ А. С. Пушкина остается интересен. Поэтому собрание портретов поэта регулярно пополняется. Каждое новое поколение художников ищет, переосмысливая поэзию Пушкина, черпает в ней вдохновение и открывает в поэтическом гении то, что ему близко и дорого. Перенося жестокие насмешки судьбы, драму одиночества, Пушкин оставался жизнерадостным и благодарным жизни. Он любил жизнь, принимал ее со всеми радостями и невзгодами. Все творчество Пушкина – это великий гимн жизни. Именно поэтому его произведения входят в нашу жизнь в детстве и остаются в ней навсегда. Эту мысль подчеркнули гости мероприятия, делясь впечатлениями об услышанном и читая свои любимые стихотворения великого поэта. *фото предоставлены автором

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz