Библиотечно-информационный бюллетень N 31
96 будет выше, чем у брата или сестры, которые сразу пошли в школу. Исходя из этого сотрудниками библиотеки для работы с такими пользователями были выделены следующие цели: 1.Необходимо привить интерес к русскому языку, что психологически подготовит детей к успешному усвоению русского языка. 2.Необходимо приучать слух детей к звукам, словам русской речи, готовить речевой аппарат к правильному произношению этих звуков и слов. 3.Необходимо создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи. 4.Необходимо учить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме. 5.Необходимо обучать русскому словесному ударению. 6.Необходимо воспитывать позитивное отношение и интерес к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщать к культуре и литературе русского народа с учетом опыта учащихся. На занятиях нет ярко выраженной системы дидактических упражнений. Это не урок с обязательным посещением, домашней подготовкой и контрольными срезами. Для подачи грамматического материала используются «скрытые» приемы – через игру, инсценировку, веселые загадки, задания на смекалку. У многих детей— билингвов задания в письменной форме могут вызвать затруднения в связи с малым словарным запасом. В игре же ребенок преодолевает этот барьер легко - при помощи библиотекаря или при помощи товарищей по команде - и не испытывает дискомфорта от своего «незнания». У таких детей снижается страх допустить ошибку: они поглощены игрой, а, следовательно, в этом случае появляется благодатная почва для искоренения комплекса говорения на втором языке. Первоначально это был цикл «Волшебный ларец» по продвижению книг и чтения детям, для которых русский язык не является родным. Со временем формат занятий немного поменялся. На еженедельных встречах «Я люблю русский» проводятся не просто литературные часы и громкие чтения, а комплексные занятия, которые проходят примерно по следующему плану: 1.Знакомство с лучшими произведениями российских авторов и русского фольклора (сказки, небольшие рассказы, стихотворения). 2.Беседа по прочитанному: при обсуждении текста выясняем, ясен ли смысл произведения, разбираем основные понятия, проводим параллели с реалиями иной культуры. Выборочный или краткий пересказ. 3.Работа над трудными случаями грамматики русского языка. Обычно это согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, подбор обобщающего слова, глаголы и причастия прошедшего времени. 4.Логопедическая зарядка. 5.Физкультминутка. Это не просто перерыв в занятии и смена деятельности. Дети сначала заучивают небольшое стихотворение, а затем обыгрывают его. 6.Орфографическая переменка. Разбираем несколько трудных случаев правописания (не больше 2-3), находим ошибки в приведенном тексте. Или дети участвуют в игре «Квадрат слов», «Четвертый лишний» и т.д. 7.Творческая пятиминутка. Небольшая творческая работа по теме (рисунок в необычной технике, поделка из бумаги). А затем небольшая драматизация. Мы используем пальчиковый театр, настольный театр или собственные поделки. В 2017 году было проведено 16 мероприятий. В 2018 году с января по апрель занятия проходят уже каждую неделю. Тематика самая разнообразная: праздники нашей страны и нашего города, времена года, книги – юбиляры. Все они, на наш взгляд, проходят интересно, творчески, детям комфортно в нашей библиотеке. Ребята стали нашими постоянными читателями, им стало легче общаться с русскими ребятами, включаться в совместную работу. Сейчас наши занятия посещают дети от 6 до 10 лет из 8 семей, прибывших из Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Башкирии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz