БИБ: библиотечно-информационный бюллетень № 33

67 «Читающая машина», видео-увеличитель, устройство для чтения «Говорящих книг». Отдел оборудован современной санитарно- бытовой комнатой для инвалидов- колясочников. На базе трех библиотек в городах Гаджиево, Полярный и Снежногорск действуют библиотечные пункты Мурманской государственной областной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих, в которых можно получить литературу на специальных носителях. В Центральной городской библиотеке им. А.М. Каутского (г. Полярный) и Городской библиотеке «Центр-Книга» (г. Снежногорск) для инвалидов, желающих обучиться компьютерной грамотности, разработаны бесплатные программы, возрастных ограничений для обучающихся нет. Практически все сотрудники учреждения периодически проходят инструктирование по вопросам этики общения с инвалидами и оказания ситуационной помощи со стороны персонала в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов и библиотечных услуг. На основании договоров о социокультурном партнерстве библиотека активно сотрудничает с организациями «Всероссийского общества инвалидов» в городах Полярный и Снежногорск, с Первичной организацией Всероссийского общества слепых г. Полярный, с Полярнинским комплексным центром социального обслуживания населения (ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН»). Жители ЗАТО Александровск с ограниченными возможностями здоровья не обделены вниманием библиотеки, они не только посещают библиотеку как читатели, но и успешно участвуют и побеждают в конкурсах различных уровней, в течение года для них организуется более 60 культурно-досуговых и просветительских мероприятий, и большинство из них адресовано, конечно же, детям-инвалидам и их семьям. Именно поэтому и возникла идея проведения методического занятия «Особый ребенок в библиотеке». Как общаться с детьми-инвалидами и их родителями, каковы особенности поведения детей с различными заболеваниями, какие методики приемлемы в работе с особым ребенком, какие должны быть созданы условия в учреждении для создания комфортной среды для детей-инвалидов, - эти и многие другие вопросы освещались на встрече. Огромная роль в социокультурной адаптации инвалидов отводится библиотеке как социальному институту и библиотекарю, ответственному за работу с данной категорией пользователей. Какими профессиональными и человеческими качествами должен обладать сотрудник, работающий с особыми пользователями, какими должен владеть знаниями, умениями и технологиями? Елена Николаевна Хараничева, заведующая отделом «Преодоление» Городской библиотеки «Центр-Книга», познакомила коллег с массивом нормативно-правовых и рекомендательных документов по работе с инвалидами от международного до муниципального уровней, рассказала об особенностях работы отдела «Преодоление», поделилась опытом партнерской работы с ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН», с местным отделением общественной организации «Всероссийского общества инвалидов». С ними на основе договора о партнерстве ежегодно согласуется совместный план работы, учитывающий читательское назначение, возрастные категории, а также особенности здоровья потенциальных участников культурно- массовых мероприятий. Каждый участник занятия получил «Декларацию независимости инвалида», соблюдение которой в окружающем сообществе облегчает жизнь людям с инвалидностью, учит уважать, поддерживать, дружить. Также в раздаточном материале – список литературы «Книги про особых детей, про особые ситуации» с пометкой о наличии изданий в фонде ЦБС ЗАТО Александровск. Отсутствующие в фонде книги при необходимости можно заказать по системе межбиблиотечного абонемента в Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеке. Рекомендуемая литература поможет родителям, социальным и педагогическим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz