БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 34

6 Шевцова Е. В., заведующая сектором организации работы с юношеством Центральной детской библиотеки г. Мончегорск Академия в библиотеке Современный мир живет и меняется благодаря научно – техническому прогрессу. Цифровые информационные технологии, роботизация, искусственный интеллект, нанотехнологии – эти и другие понятия прочно вошли в жизнь современного человека и требуют от него новых знаний и умений. В 2018 году в Центральной детской библиотеке г. Мончегорска начала работать интерактивно - познавательная программа «Академия научного творчества». Рассчитана она на учащихся пятых классов, в школьной программе которых еще нет таких предметов, как химия и физика. Цель программы – помочь подрастающему поколению освоиться в мире науки и техники, заинтересовать детей, пробудить в них желание заниматься научной деятельностью. Развитию интереса к науке способствует теория, «проиллюстрированная» интересными практическими экспериментами. Так и происходит на занятиях «Академии». Программа знакомит ребят с понятиями, фактами, изобретениями из разных областей науки и состоит из практических занятий: урока веществоведения «Тайны химических превращений», урока-экспериментариума «Физика без лирики», урока–путешествия «Роботы и мы», урока–практикума «Реальное воображение или воображаемая реальность». В конце учебного года проводится итоговое занятие - турнир экспериментаторов «Да здравствует Наука!», на котором пятиклассники делятся на команды, участвуют в научном квизе, сами проводят и объясняют опыты. Урок веществоведения «Тайны химических превращений» представляет собой серию лабораторных экспериментов. Ребята знакомятся с понятиями вещество, химическая реакция, кислота, щелочь, индикатор . Выясняют, что многие, используемые в быту вещества, являются химическими соединениями, вступают друг с другом в реакции, при этом образуются другие вещества, изменяется их цвет, объем и температура. Например, привычный всем йод – это вещество, которое в жидком виде в природе не встречается, и то, что есть у каждого человека в домашней аптечке – спиртовой раствор йодида калия, пятна которого очень трудно вывести. Но есть волшебное средство, способное справиться даже с ним. Это сок лимона, в чем ребята и убеждаются в ходе эксперимента. Урок–экспериментариум «Физика без лирики» начинается со знакомства с теорией решения изобретательских задач, ведь изобретателем может стать абсолютно любой человек! Истории человечества известно немало случаев, когда выдающиеся изобретения создали неспециалисты. Именно несведущие в технике люди, например, писатели Жюль Верн, Алексей Толстой или Александр Беляев, достаточно детально описали в своих книгах устройства, разработанные лишь через десятки лет. На этом занятии ребята знакомятся с «тремя способами упасть», понятиями центр тяжести и гравитация , испытывают на прочность обычную бумагу, создают простейшую модель подшипника – изобретения, аналогов которому в природе не существует; узнают про свойства электромагнитных волн и клетку Фарадея. Урок-путешествие «Роботы и мы» знакомит участников с историей развития робототехники и тремя законами, придуманными и сформулированными писателем–фантастом Айзеком Азимовым. Разделившись на команды, дети отвечают на вопросы блиц-викторины и выполняют

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz