БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 34

7 творческое задание – создают роботов по схемам из разных конструкторов. В этом занятии принимают участие и сотрудники лаборатории научно-технического творчества «ФабЛаб» г. Мончегорска, которая уже не первый год является партнером Мончегорской централизованной библиотечной системы. Сотрудники лаборатории приходят в библиотеку со своим оборудованием, а также проводят экскурсии для участников программы на своей территории. Деконструктивизм, брутализм, «умный дом», оптические иллюзии, стиль Гауди, арбоархитектура… Знакомство с необычными воплощенными идеями архитекторов, не ограничивающих свое воображение, происходит во время урока – практикума «Реальное воображение или воображаемая реальность». Ведь такие идеи «включают» и наше собственное воображение! Игра–эксперимент «Маршмеллоу–челлендж» пробуждает в детях конструкторское мышление, заставляет их исследовать строительные возможности спагетти и обнаруживать коварные свойства маршмеллоу. Эта игра была придумана Питером Скиллменом – американским дизайнером смартфонов. Он собрал вместе несколько разных групп людей: бизнесменов, юристов, инженеров, студентов и детей дошкольного возраста. И поставил перед ними задачу: из двадцати штук спагетти, скотча и веревочки построить максимально высокую конструкцию, на вершине которой должна удержаться зефирка. На выполнение задания давалось восемнадцать минут. В чем же секрет успеха в решении данной задачи? Оказывается, не следует тратить много времени на обсуждение, планирование и выяснение ролей в команде, нужно сразу приступать к созданию башни–прототипа и дорабатывать ее по мере необходимости. Потому что только опытным путем можно выяснить строительные свойства такого хрупкого материала, как спагетти. Что и доказывают в процессе конструирования пятиклассники – участники программы «Академия научного творчества». В 2020 году в Центральной детской библиотеке был реализован проект по созданию модельной библиотеки. Обновленные интерьеры, современное оборудование значительно расширили возможности проведения занятий научно- технологической тематики. Химическая посуда, штативы, микроскоп, набор для создания молекул помогли сделать их более наглядными и интересными, создать атмосферу настоящей научной лаборатории. Кроме того, книжный фонд библиотеки значительно пополнился современными изданиями по экспериментированию для детей. Появление в библиотеке мини- планетария, 3D очков и проектора, интерактивной песочницы стало толчком для расширения программы. И для нее было разработано занятие на тему космоса. Это интерактивный OpenSpace «Краденое Солнце». В чем суть занятия? Формат OpenSpace создан, чтобы достигать соглашения по сложным вопросам, решать определенную проблему. В данном случае проблема, поставленная перед участниками – что будет, если исчезнет Солнце? Что произойдет с Землей? Как придется выживать людям? В мини-планетарии ребята погружаются в атмосферу космоса и постигают суть проблемы. В 3D лектории становятся астронавтами на борту космического корабля «Планета Земля», который отправляется бороздить просторы Вселенной, не сдерживаемый больше солнечной гравитацией. На третьей локации они делятся на команды и практически пытаются решить и обосновать насущные проблемы землян, погруженных в холод и тьму: где жить, чем питаться, какие источники энергии использовать… Из конструкторов разного формата создают прототипы жилищ, теплиц, подводного и подземного транспорта. Заключительное мероприятие «Академии научного творчества» - турнир экспериментаторов «Да здравствует наука!». Команды участников получают свои наборы «ингредиентов» и описания научных опытов. По очереди, проводя эксперименты, ребята становятся то исследователями, то наблюдателями необычных химических и физических процессов, пытаются понять и объяснить их природу, удивляются и восхищаются увиденным. Для демонстрации выбраны эксперименты, несложные в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz