БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 35

109 Полевая Т. В., заведующая отделом обслуживания Центральной городской библиотеки имени А. М. Каутского, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система ЗАТО Александровск Мурманской области» Формирование самосознания юношества через современную литературу В наше время хорошую литературу, общение с доброй, мудрой книгой можно назвать духовным лекарством для всех, кто заботится о своем нравственном здоровье. А мы, библиотекари, заботимся, чтобы нравственно здоровы были наши читатели. Чтобы самосознание молодого человека как читателя и достойного гражданина своей страны формировалось на примере хорошей отечественной литературы, в том числе и современной. К сожалению, представители юношества, чьи нравственные устои вызывают в большинстве своём тревогу, обращаются в библиотеку в основном за произведениями, необходимыми для изучения школьной программы или подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. А вот спрос на современную литературу, авторы которой описывают различные грани жизни нашего общества, невысок. Этот пробел библиотекари стараются заполнить и прикладывают немало усилий, чтобы информация о книгах современных авторов была доведена до подростков и студентов, подчас полностью поглощённых виртуальной реальностью. Что же читает современное молодое поколение? В Центральной городской библиотеке им. А. М. Каутского проводился анализ формуляров читателей старшего школьного возраста, студентов, молодёжи с целью выявления читательских предпочтений. В итоге мы выяснили, что большинство ребят читает только произведения из школьной программы, как уже было отмечено, а также интересуются фэнтези и зарубежной фантастикой. С современной же отечественной литературой они практически не знакомы. И совершенно не представляют, что она имеет принципиально новый характер. Это не только новые авторы и названия, это новые законы, особенности, направления. Сегодня ассортимент предлагаемой литературы огромен, и читателю подчас сложно разобраться во всём этом многообразии. Поэтому одним из основных направлений культурно-просветительской деятельности библиотеки является работа по популяризации качественной новейшей русской литературы, знакомство с лучшими произведениями современных отечественных авторов. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы развивать у юношества способности самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное, формировать навыки публичных выступлений, повышать интерес к чтению, осваивать читательские компетенции, ну и, наконец, писать интересные и грамотные сочинения. Не секрет, что этот навык очень неважно развит уже не у одного поколения школьников «эпохи ЕГЭ». Если рассматривать основные тенденции развития российской литературы последнего десятилетия, то необходимо отметить, что русская литература продолжает развиваться. Можно выделить её основные направления: постмодернизм, реализм (во всех его разновидностях) и неореализм. Также можно выделить следующие характерные черты современной литературы: 1. Абсолютная свобода – бесцензурное пространство. 2. Переклички с литературой Серебряного века — «сегодня литература живёт по законам «рубежа веков», так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» ( Марацман В. Г .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz