БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 35
13 Первый российский император представлялся Пушкину существом исключительным, но поэт всегда видел в нем проявление самовластия и деспотизма. Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине в октябре 1833 года. Планировалось, что поэму выпустит книгоиздатель Александр Филиппович Смирдин, но цензура не пропустила текст. Полностью напечатанным «Медного всадника» Пушкин так и не увидел: при его жизни был опубликован лишь отрывок из поэмы. Сегодня, спустя почти 200 лет, мы имеем уникальную возможность держать в руках экземпляр смирдинской «Библиотеки для чтения» с текстом из «Медного всадника» и восхищаться поэтическим описанием северной столицы. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… Бессмертные пушкинские строки и личность Петра вдохновили художника и основателя объединения «Мир искусства» Александра Николаевича Бенуа на создание графических образов, которые сегодня считаются классическими. Иллюстрации, над которыми Бенуа работал в 1916–1922 годах, вошли в издание «Медного всадника» 1923 года , выпущенное Комитетом популяризации художественных изданий в количестве 1000 экземпляров. Представленное на выставке факсимильное воспроизведение этой книги 8 открывает знаменитый фронтиспис, выполненный Бенуа ещё в 1905 году: изображение погони Медного всадника за беглецом Евгением 8 Пушкин А. С. Факсимильное воспроизведение повести А. С. Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями А. Н. Бенуа издания 1923 года. Ленинград, 1983. позволяет почувствовать жестокую силу и власть императора. Украшением выставки стал листовой материал из дореволюционных изданий – альбомов « История Петра Великого» (1872 г.) и «К трехсотлетию царствования Дома Романовых» (1913 г.). «История Петра Великого» составлена педагогом Василием Андреевичем Золотовым и включает 18 «картин», на которых изображены эпизоды из жизни Петра I. Экспонировались три рисунка из этого издания – «Ассамблеи при Петре I», «Царевич Алексей Петрович» и «Спасение солдат на Лахте». На последнем из них запечатлено событие, произошедшее в ноябре 1724 года: Петр лично спасает солдат с потерпевшего бедствия судна. Есть версия, что длительное пребывание в ледяной воде стало причиной болезни и скоропостижной смерти императора спустя два месяца. Заметное место в иконографии Петра I занимает портрет императора, выполненный французским живописцем Жаном- Марком Натье в 1717 году. Встреча Натье и Петра произошла в Голландии. Петр предложил Жану-Марку должность придворного художника, но тот отклонил лестное предложение. Портрет был высоко оценен императором: на нем Петр изображен в рыцарских доспехах на фоне сражения. Оригиналы портретов царя и его супруги Екатерины Алексеевны были привезены в Россию, сегодня их можно увидеть в Эрмитаже. Цветная репродукция портрета вошла в юбилейный альбом «К трехсотлетию царствования Дома Романовых» , изданный в 1913 году парижским печатником и издателем, поставщиком Двора Его Императорского Величества Ильей Лапиным. Этот альбом хранится в фонде нашей библиотеки, а портрет Петра работы Натье с защитным папье-плюром экспонировался на данной выставке. На экспозиции были показаны книги разного формата: от миниатюрной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz