БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. № 36 / Министерство культуры Мурманской области, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ; составитель С. В. Иванова ; редколлегия: Ю. В. Сосипатрова [и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2023. – 169 с. : ил., портр.

17 молодежи. Такая направленность определяется особенностью «профессионального поля» – выбираемые подростками и молодежью ЗАТО Александровск Мурманской области. Чаще всего эти специальности связанны с военно- оборонной сферой, которая условно является стабильной. Первый выбор профессии – ключевое событие жизни современного подростка, определяющее дальнейшую траекторию всего карьерного пути: от получения образования до становления специалиста, как профессионала в выбранной области. Модельная библиотека города Гаджиево предлагает молодежи современные информационно-библиотечные услуги и литературу, а также реализует программы для личностного развития «гибких» навыков, приобщает к социально-значимой деятельности через участие в волонтерских библиотечных программах и проектах. Одним из таких примеров является проект профориентационного интенсива «PROфессии будущего», реализуемый библиотекой для подростков Городской библиотекой города Гаджиево с 2022 года. Проект был поддержан Федеральным Агентством по делам молодежи РФ и получил грантовую поддержку для его реализации в номинации «#развивай_среду». Большой поток информации о современных креативных профессиях из литературы и сети Интернет, выбор из него качественной достоверной информации о развитии в карьере, как правило, создает реальную проблему для современного молодого человека, у которого «критическое мышление» находится еще на стадии формирования. Осмыслить многообразие профориентационной информации и карьерных терминов становится проблемой для подростка, в том числе для родителей и педагогов, от которых он черпает основную информацию по теме. Проведенный опрос (2022-2023 гг.) среди школьников среднего звена города Гаджиево подтверждает «проблемное поле» современной профориентации. Только 16% подростков знают «все о той профессии (профессиях), которые нравятся», остальные владеют только общей информацией о выбранной профессии и при возможности хотели бы получить больше информации. 92% подростков волнует «востребована ли будет выбранная профессия через 10 лет» и 62% хотят узнать «сложно ли освоить выбранную профессию». Только 21% подростков, выбирая профессию «изучают свои индивидуально-психологические особенности» и «интересуются требованиями к профессии». Проведенное исследование подтвердило социальную значимость проекта для подростков и молодежи. Также результаты опроса помогли выявить существующие «пробелы» и улучшить знания по вопросу построения грамотной карьерной траектории. При планировании тем мероприятий для реализации проекта профориентационного интенсива «PROпрофессии будущего» учитывались потребность и востребованность специальностей на рынке труда, а также их актуальность и перспектива в ближайшем будущем. В настоящее время выбор молодежи останавливается на креативных (творческих) современных профессиях: творческой сферы, IT-технологий, предпринимательства, в том числе с возможностью работать удаленно. Тематическое планирование проекта для подростков состоит из 8 тематических интерактивных занятий-блоков по сферам креативных индустрий (IT-технологии, медиасфера, образование, искусство, медицина и др.), которые основываются на «Атласе профессий будущего» (Сколково) и Атласе профессий Сбера, и раскрывают основные «гибкие» навыки необходимы для развития и работы в этих сферах. Темы мероприятий помогают обозначить ключевые направления компетенций, которые потребуются при трансформации профессии с течением времени. Каждая тема наполнена информацией о современных разработках и тенденциях развития карьерной отрасли, а также примерами современных профессий будущего. В рамках каждого тематического занятия проходила диагностика социально- психологических качеств подростков. После каждой темы, по запросу подростков, проводились дополнительные занятия- консультации с обратной связью и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz