Фонды Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки – жителям Мурманской области: каталог областных передвижных выставок (2013-2015 гг.) / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Савилова С. А., Кузнецова Е. Ю.; редкол.: Медникова С. А. и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2015. – 120 с. : ил.

20 Раздел II. КОЛОНИЗАЦИЯ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА : КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ 20 - х – 30- х гг. ХХ ВЕКА И СОВРЕМЕННЫЕ ИЗДАНИЯ Колонизация - это процесс мирного заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны, а также основания поселений (связанных преимущественно с земледельческой деятельностью) за пределами своей страны. Как же происходило освоение территорий Кольского Севера? С древних времен Русский Север представлял собой бесконечную территорию непроходимых лесов и болот, где продвигаться можно было летом на судах, зимой на санях по льду застывших рек и озер. Край наш с богатыми пушными, рыбными, соляными, морскими промыслами, не мог не привлечь энергичных и предприимчивых новгородцев. Историк Сергей Фёдорович Платонов писал: «Они шли в ушкуях (лодках) или на конях и добирались до морского берега. Выйдя к морю, они шли морем вдоль берегов, ища удобных мест для становищ. Найдя устье реки, впадающей в море, они входили в реку до первых её порогов…» . Ватаги ушкуйников выходили по реке Свирь, переправлялись через озеро Онего. Далее их маршрут пролегал по реке Водле, ее притоку Череве, Волоцкому озеру, реке Поче, Кенозеру и реке Кене, затем в бассейн реки Онеги и к Белому морю, которое в древности называли Студеным. К концу XII столетия Русский Север превратился в обширную новгородскую колонию. По проторенным первыми смельчаками путям на север потянулись охотники, рыбаки, ремесленники, землепашцы. Такая колонизация шла рука об руку с монастырской. По тому же пути двигались на север и православные миссионеры, которые стремились построить церкви, закрепить богатые зверем и рыбой места за своими монастырями. Каков был духовный облик этих подвижников Севера? Мы знаем трех святых нашего края: Феодорит Кольский, Трифон Печенгский, Варлаам Керетский. Об их роли в просветительстве лопарей, о соотношении церковной и морской колонизаций вы можете прочитать в книгах о. Митрофана (Баданина) «Преподобный Трифон Печенгский: исторические материалы к написанию жития» , «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей: исторические материалы к прославлению и написанию жития» , «Преподобный Варлаам Керетский: исторические материалы к написанию жития» . Важно отметить, что вопрос о времени начала освоения Кольского Севера является до сих пор дискуссионным. Например, российский орнитолог, историк, учредитель китоловной компании в Ура - губе Герман Фёдорович Гёбель в своем труде «Наша Лапландия» (1909) пишет, что «…русские играли уже в X веке выдающуюся роль в лопских землях…». А вот доктор исторических наук Игорь Павлович Шаскольский в работе «О возникновении города Колы» утверждает: «…существование в 1216 г. специальной должности «терского денщика» показывает, что к этому времени огромная территория Терской волости уже была официально включена в состав новгородских владений. Судя же по норвежским источникам, область новгородской дани не ограничивалась Терским берегом и захватывала значительную часть Кольского полуострова, доходящую до Ивгей - реки и Люнгенфиорда, расположенных в современном Финнмарке. Следовательно, русские люди стали осваивать побережье полуострова … на несколько десятилетий раньше - …не позднее середины XII в.» . Наконец, профессор Иван Фёдорович Ушаков отмечает: «Предприимчивые новгородцы уже в первой половине XI века проникли на Белое море… В XIII веке Кольский полуостров под названием «Тре», наряду с другими северными землями, уже официально входил в состав владений Новгородской феодальной республики на правах особой волости…» .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz