Фонды Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки – жителям Мурманской области: каталог областных передвижных выставок (2013-2015 гг.) / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост.: Савилова С. А., Кузнецова Е. Ю.; редкол.: Медникова С. А. и др.]. – Мурманск : МГОУНБ, 2015. – 120 с. : ил.
22 В период царствования Александра III в правительстве было начато рассмотрение проекта о возможности строительства порта и военно - морской базы в Кольском заливе. Его автором был государственный деятель, в тот период министр финансов, Сергей Юльевич Витте, лично совершивший в 1894 г. поездку на Мурманский берег. Его сопровождали чиновники, журналисты писатель, публицист, морской офицер Александр Егорович Конкевич, государственный деятель Пётр Михайлович Романов, писатель, журналист Евгений Львович Кочетов, оставивший книгу « По студеному морю» (1895), крупные промышленники и др. Об этой поездке можно прочитать в мемуарах С. Ю. Витте, который вспоминал о будущем новом городе на берегу Екатерининской гавани так: «…такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел; она производит ещё более грандиозное впечатление, нежели Владивостокский порт и Владивостокская гавань» . В память о своем отце император Николай II 24 июня 1899 г. основал на берегу Екатерининской гавани Кольского залива город Александровск. В его создании участвовало пол - России: это были рубленные из дерева в Архангельске здания, механизмы для закрывания и открывания окон тульских кустарей, электрическое освещение от петербургской фирмы. А ещё в городе в рекордно короткие сроки появились церковь святителя Николая - чудотворца, каменный бассейн с пресной водой, общественные бани, телеграф, народное училище, больница с родильным отделением, позже кинематограф. Кольский полуостров с 1709 года на протяжении более трёх столетий входил в состав Архангельской губернии. Губернатор Александр Платонович Энгельгардт после поездки в Кольский уезд в 1895 г. упорно отстаивал идею проведения железной дороги именно на Мурман, выдвигая главными аргументами развитие рыбных промыслов и круглогодичной навигации для военного флота. В качестве фотографа его сопровождал Яков Иванович Лейцингер , известный в Архангельске фотограф и глава губернской столицы. Именно его снимки вошли в книгу Энгельгардта «Русский Север» (1897), которую называли «энциклопедией Русского Севера» . Первым губернатором, попытавшимся изменить национальную ситуацию на Мурмане на законодательном уровне, стал Иван Васильевич Сосновский, обратившийся в ноябре 1908 г. в Министерство внутренних дел России с запиской «О мерах развития колонизации Мурмана» , в которой анализировались результаты колонизации и предлагался проект нового Положения о льготах колонистам. Через несколько лет это Министерство представило в Государственную Думу законопроект о запрете иностранцам приобретать недвижимость на Мурмане. Недаром Сосновского называли «последним истинным реформатором и радетелем Русского Севера» . Первая мировая война ускорила строительство железной дороги из центра Российской империи на Мурманское побережье. Историческая заслуга реализации этого проекта принадлежит министру путей сообщения Александру Фёдоровичу Трепову. При строительстве были использованы новаторские идеи: устройство временных деревянных мостов, применение более легких деревянных стоек, специальных опор под железнодорожными шпалами, возведение дамбы до 10 м вместо моста при пересечении участка Кандалакшского залива и т. д. Национальный состав строителей «Мурманки» был разнообразен: крестьяне из центральных губерний, киргизы, китайцы из Маньчжурии, а также татары, армяне, черкесы, дагестанцы, финны. На разных этапах в строительстве было задействовано более 170 тысяч человек: 100 тысяч русских рабочих, 5,5 тысяч рабочих из Финляндии, 40 тысяч пленных (венгров, австрийцев и немцев), 10 тысяч завербованных китайцев, 500 рабочих из Канады, около 2 тысяч солдат железнодорожных батальонов. Чтобы изучить вопросы, связанные со строительством «Мурманки», рекомендуем вам обратиться к книгам Ивана Васильевича Оленева «Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz