Культурное наследие Севера в цифре.

тия региона, в коллекции представлены важные исторические источники, связанные с созданием и ранней историей города Мурманска. Ещё в XIX веке одним из сторонников развития северорусских терри­ торий был известный государственный деятель Сергей Юльевич Витте. В фонде библиотеки находится «Доклад по вопросу о военном порте на Мурмане» (https://www.prlib.ru/item/704516), представленный Императору в 1894 году министром финансов Российской Империи С.Ю. Витте, который специально для этого совершил экспедицию на Русский Север летом того же года. В этом докладе подчёркивалась важность «приобщения сей древней области русской к экономической жизни остального государства, дабы тем открыть широкое пользование богатствами этой обширной окраины нашей империи». Кроме того, в докладе подробно обосновывалась важность осно­ вания на Мурмане военного порта, служащего первоочередным политиче­ ским интересам государства. Но тогда эти предложения реализованы не бы­ ли. Только сложнейшая ситуация Первой мировой войны показала справед­ ливость мнения С.Ю. Витте. Уже в разгар войны была построена Мурманская железная дорога, и в 1916 г. принимается решение об основании города Романов-на-Мурмане, чей столетний юбилей уже с именем Мурманска отмечался два года назад. В фонде Президентской библиотеки представлены документы, фиксирую­ щие эти важнейшие вехи в развитии Русского Севера. В своих докладах (https://www.prlib.ru/item/466732) министр путей сообщения Александр Фе­ дорович Трепов предлагал основать город: «...государственные пользы ука­ зывают на необходимость учреждения ныне же в округе станции Мурман, Мурманской железной дороги правильного и закономерно устроенного го­ рода. Представлялось бы высшим отличием для сего города присвоения ему наименования «РОМАНОВ НА МУРМАНЕ». 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz