128
Как девочка начала всё делать ногами
–
не помнит никто. Вообще, никто ведь от
рождения не может управлять руками –
этому учатся. Пока её сверстники учились
всё делать ручками, Лена училась
работать
ножками. Это было нелегко, но сейчас её
ноги развиты ничуть не хуже рук обычных
людей.
Из автобиографии Елены: «Помнится,
мне очень нравились игрушки: пупсы
и зверюшки, но руки меня не слушались,
а потрогать их ужасно хотелось... Вот
и получилось всё как
-
то само по себе...
Помню также, что постоянно листала
книжки, рвала газеты на мелкие кусочки
и чертила каракули в тетрадках. Когда мне
говорят: «Я не представляю, как ты всё
умудряешься
делать
ногами!»,
мне
становится ужасно смешно, потому что я не
представляю, как все остальные что
-
то
делают руками… В общем, это только на
первый взгляд кажется, что я совсем
беспомощная. На самом деле это далеко не
так»
.
Лена начала рисовать ещё в детстве.
Сначала это были обычные детские
картинки:
облака,
цветы,
домики,
принцессы. По
-
настоящему учиться рисовать
начала в подростковом возрасте. А после
Актюбинского
фестиваля
для
детей
-
инвалидов «Синяя птица», папа записал
Елену в изобразительный кружок, и к ней
домой стала приходить учительница по
рисованию. Несколько месяцев девочка
обучалась в Актюбинском художественном
лицее.
По словам Елены, некоторые сюжеты
работ она берёт из своих снов, некоторые –
из песен любимых исполнителей, из
прочитанных легенд, а некоторые идеи
приходят при просмотре фотографий,
присланных друзьями из разных уголков
мира, или сделанных лично ею. А иногда
образы «нападают»
на художницу, по её
словам, просто при написании собственных
стихов и рассказов. Но самое главное, как
рассказывает Елена, её вдохновляет любовь,
причём
любая:
родительская,
романтическая… всякая.
Во всех картинах ярко отражается сам
автор. Её работы заражают добрым
оптимизмом. Через эти картины можно
понять чувства и мысли художника.
Но главная тема большинства работ –
это
тема любви. И сами названия картин говорят
об этом: «Венчание»
,
«Полярная нежность»
,
«Верность»
,
«Ты и Я»… Хотя герои этих
картин – не люди, а птицы и звери.
«Каждая моя картина для меня
неповторима не только по содержанию
и настроению, но
и по составу: я очень
люблю смешивать разные краски, хотя
и знаю, что это неправильно…»
, -
признается
наша героиня.
А ещё Елена работала журналистом
в
казахском
городе
Актюбинске
в информационно
-
развлекательном журнале
«Разные люди», вела рубрику «Грани
Невозможного», где рассказывала о разных
людях, которые, несмотря на свои физически
ограниченные возможности, живут самой
обычной жизнью. Работа в журнале дала
Елене возможность не только подавать
положительный пример
тем, кто находится
в той же ситуации, что и герои её статей, но
и разрушать стереотипы, сложившиеся
у физически полноценных людей по
отношению к тем, кто имеет инвалидность.
Из автобиографии Елены Проценко:
«Моё образование –
всего 11 классов. Более
того, в школьные годы я не была отличницей
по русскому языку и люто ненавидела
литературу, хотя вне школьной программы
взахлёб зачитывалась сказками, мифами,
приключенческими и любовными романами.
Перечитав к шестнадцати годам множество
книг я, наконец, наткнулась на книгу
о девушке с физическими недостатками. Это
был роман Стефана Цвейга «Нетерпение
сердца». Каково же было моё разочарование
и возмущение, когда под обложкой я нашла
мрачную историю и капризную, невеселую,
очень избалованную героиню!»
.