190
отпечатаны полноцветные репродукции для
этого альбома.
Издание имеет подзаголовок: «Альбом
репродукций в красках по картинам
известных художников с пояснительным
текстом под редакцией И. Н. Божерянова».
И. Н. Божерянов
-
искусствовед и автор
популярных исторических работ конца
XIX
–
начала
XX
вв. Альбом включает в себя
репродукции картин художников: Д. Доу,
П.
Гесса,
А.
Дезарно,
А.
Коцебу,
А. Кившенко, И. Прянишникова, А. Коссака.
Здесь представлена батальная живопись,
исторические сцены и портреты героев
Отечественной войны 1812 года, среди них
редкие портреты императора Александра I,
М. Б. Барклая
-
де
-
Толли, М. И. Голенищева
-
Кутузова.
В альбом вошли 20 репродукций
картин из цикла «1812 год» известного
живописца
-
баталиста,
литератора,
мемуариста В. В. Верещагина. Осуществляя
эту серию полотен в течение нескольких лет,
с 1887 по 1900 годы, художник стремился
«показать великий национальный дух
русского народа».
3
Верещагин основательно
изучил
исторические
материалы,
воспоминания современников тех событий.
Художник
лично
выезжал
на
поле
Бородинской
битвы,
ознакомился
с
многочисленными
реликвиями
и памятниками эпохи, создал множество
этюдов и зарисовок. Серия картин впервые
была показана в Москве и Петербурге
в 1
895
—1896 годах, она также с большим
успехом выставлялась в Париже, Лондоне,
Берлине, Нью
-
Йорке.
Все цветные репродукции, вошедшие
в
альбом
«Нашествие
Наполеона.
Отечественная война 1812 года», наклеены на
отдельные листы картона, защищены
листами пергаментной бумаги и сложены
в
коленкоровую
издательскую
папку,
оформленную художником Н. Болдыревым.
В фонде Библиотеки можно увидеть
второй том иллюстрированного трехтомного
издания «Русская карикатура», автором
которого является искусствовед, библиограф
и библиофил В. А. Верещагин. Этот том,
отпечатанный в типографии «Сириус» в 1912
3
Отечественная война 1812 года: энциклопедия.
М., 2004. С.116
-117.
году, имеет название «Русская карикатура.
Отечественная
война.
Теребенев,
Венецианов, Иванов. 1812». Заглавный лист
к
изданию
выполнен
художником
Е. Е. Лансере.
Известно,
что
при
штабе
М. И. Кутузова уже в первые месяцы
Отечественной войны 1812 года была создана
специальная типография, призванная вести
пропагандистскую
деятельность
среди
населения и армии. Были найдены новые
для
России
формы
художественного
воздействия на общество: сатирические
карикатуры на Бонапарта и его армию.
Эти изображения, отличавшиеся острым
юмором,
меткостью
и
точностью
характеристик, имели огромный успех.
Во время войны они распространялись по
всей стране в виде авторских оттисков или
воспроизведенные в книгах и лубочных
изданиях, поднимая дух оскорбленного
народа, возбуждая патриотические чувства.
В альбоме Верещагина представлены
подробные очерки жизни и творчества
И. И. Теребенева, А. Г. Венецианова
и
И. А. Иванова. Именно эти художники
создали большую часть известных ныне
карикатур и жанровых картинок, основными
темами которых были карикатуры на
Наполеона, прославление национального