Previous Page  175 / 226 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 175 / 226 Next Page
Page Background

174

огромное дарование, его талант и его

правоту»

.

Подобные чтения хороши не только тем,

что участники их познают что

-

то новое

в жизни и творчестве человека, которому они

посвящены,

но

обогащаются

еще

и общением друг с другом.

Евгений Малыгин, адвокат из Санкт

-

Петербурга, благодаря которому вышла

книга докладов по

II

Балашовским чтениям,

рассказал присутствующим притчу о семи

слепых, которым для изучения были даны

части слона и которые в конце концов

перессорились, отстаивая, у кого из них часть

главнее. Так же нельзя, говоря о творчестве

Балашова, спорить, выискивая в нем что

-

то

более важное: писатель он или историк,

фольклорист или ученый, поэт или

философ, а может, художник или резчик по

дереву. Если в человеке все это органично

уживалось, дополняя одно другим, то и все

важное

,

и обо всем можно говорить на

высоком уровне, не умоляя одного таланта

перед другим.

Алексей Пшанский в статье «Без

пьедесталов и трибун»

писал: «…глубина

исследований и творчества Балашова не

только позволяет, но и предполагает более

серьезный и научный к ним подход. Однако

,

с точки зрения научных конференций

и чтений личность Балашова –

учитывая тем

более серьезность тематики его творчества

и активную гражданскую позицию –

выглядит несколько однобоко: большой

писатель, горячий публицист, «ум, честь и

совесть»

и прочее в том же роде. А ведь он

был

еще

и

человеком

ярким,

увлекающимся и, как всякий талант,

разносторонним. Что вполне подтверждает

великое

многообразие

его

интересов

и умений и решительность, с которой он сам

себе устраивал повороты судьбы…»

Чтобы

избежать

нежелательных

столкновений

мнений,

устроители

Балашовских чтений решили темой

IV

взять

«Д.М.Балашов –

историк и литератор»

.

От Мурманска с докладами ехали на этот раз

мы с Валентиной Евгеньевной Кузнецовой,

заведующей Есенинским музеем Областной

детско

-

юношеской библиотеки и были

настроены на серьезный разговор о личности

писателя в литературном историческом

жанре.

Тем более, что и Ольга Николаевна

Балашова по телефону сообщала, что их

писательская организация собирается всем

преподнести урок проведения подобных

чтений, что приглашены многие известные

московские

писатели,

что

очень

обнадеживало. Но по приезду в Новгород,

узнаем, что москвичей не будет совсем, зато

с докладом выступит доцент кафедры

русской

литературы

Тверского

государственного университета Александр

Юрьевич Сорочан и новгородские писатели:

Вячеслав Анатольевич Кошелев, и Сергей

Владимирович

Иванов.

Уже

в

день

конференции

из

Санкт

-

Петербурга

подъезжает и Александр Иванович Субетто,

академик,

доктор

философских

и экономических наук, участвующий в этих

конференциях со

II

чтений.

Чтения проходили в Центре Сороки при

НовГУ им. Я.Мудрого. Первому слово для

выступления было предоставлено доценту

А.Ю.Сорочану. И

хотя темой его доклада

была

«Господин

Великий

Новгород

и традиции русской исторической прозы»

,

он первым затронул в нем образ Марфы

-

посадницы, который затем

станет символом

IV

чтений. Цитирую: «Только поэтому и то,

не понимаючи его величия исторической

личности, можно было воображать себе

Марфу какой

-

то юной республиканкой, но

она была просто богатая, умная купчиха,

защищала именно свое богатство от хищения

Москвой. Посему, не обеляя Иоанна, историк

позволил себе обрушиться на Борецких,

отойти раз и навсегда от принятого

карамзинского

канона

в

русской

историографии». И что бы уже дальше не

говорилось докладчиком, бунтарский дух

Марфы Борецкой точно повис в воздухе.

И стоило выйти к трибуне В.А.Кошелеву,

у которого доклад полностью был посвящен

этому образу и назывался «Д.М.Балашов

и Марфа Борецкая», как в форточку влетела

синичка, точно душа Марфы, и уселась на

портрет Балашова. Оглядела зал, сделала

несколько скачков по портрету, посидела

минуту

-

другую и вылетела. Профессор

привел

целый

список

писателей,

обращавшихся в своем творчестве к образу

Марфы

-

посадницы, и когда дошел до поэмы

Сергея Есенина, сказал: «Образ непокорной

новгородской посадницы Есенин вывел, как

бунтарский дух русского народа, присущий