Previous Page  172 / 226 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 172 / 226 Next Page
Page Background

171

с проникновенным словом приехал старший

сын писателя Василий Дмитриевич Балашов.

С

серьезным

докладом

«Воссоздание

истории»

выступал из москвичей на

VII

Балашовских чтениях Семен Иванович

Шуртаков, это в девяносто два с хвостиком.

Свой доклад он украсил еще и стихами

классиков, которые цитировал наизусть,

и начинал ершиться, если заговаривали о его

возрасте. Этого писателя не назовешь

преклонным старцем, он молод душой, голос

его звучен, а жесты резки: «При чем тут

возраст,

-

говорил Шуртаков спрашивающим

о его годах,

-

человек всегда выглядит на

столько, на сколько ощущает себя»

.

Шуртаков на Чтениях затронул тему языка

в произведениях Балашова, восхищался его

сочностью, его характерностью, русскостью.

Моими докладами за последние годы,

помимо вышеназванного, стали «История

одного письма»

(VI),

«Воплощение характера

Балашова в образах его героев»

(VII),

«Возвращение к истокам.

Личные имена

в

исторической

повести

Д.Балашова

«Господин Великий Новгород»

(VIII).

В рамках

VIII

чтений у нас с Василием

Дворцовым, сибирским писателем, в Центре

исторического чтения им. Д.М.Балашова

-

в библиотеке на Оловянке прошла еще

и встреча с новгородскими читателями,

презентации книг.

В 2007 году в Новгороде проходят

VI

Балашовские чтения, посвященные 80

-

летию

писателя и объединенные общей темой

«Личность и творчество Д.М.Балашова

в контексте проблем современной России»

.

На эти чтения из Мурманска приехали

помимо меня еще и член Союза писателей

России Дмитрий Коржов с докладом

«Д.Балашов и Кольский Север»

и методист

по фольклору Мурманского областного

Дома

народного

творчества

Ирина

Дубовская с докладом «Песенные традиции

Терского берега Белого моря в прошлом

и настоящем». Ирина Дубовская сказала

«слово», спела песню, подарила книги,

достойно представила и себя и поморов

Варзуги. Из всего услышанного интересней

всего мне показался доклад Коняева

«Д.М.Балашов –

русская судьба. Обретения

и потери». А вообще темы докладов

конференции этих Чтений оказались очень

разными,

например:

«Личность

Д.М.Балашова в свете христианской этики»

(В.С.Кутковой), «Византия в творчестве

Д.М.Балашова»

(В.Г.Колотушкин),

«Д.М.Балашов и современная литература»

(Н.И.Дорошенко), «Д.М.Балашов и театр»

(А.В.Грунтовский) и т.д. Отличием

VI

чтений

явился,

конечно

же,

театр

Андрея

Грунтовского, силами которого в Центре

музыкальных древностей у В.И.Поветкина

участникам чтений были показаны два

спектакля: «Морю синему на утешение»

(по прозе Б.Шергина), на котором зрители от

души насмеялись, и «Грусть и святость»

(Поэтическое жизнеописание Н.М.Рубцова),

на

котором

наплакались.

Актеры

православного театра играли восхитительно

и это

-

в метре от зрителей, даже нет, жили

жизнью своих героев так естественно, что ты

совершенно не чувствовал театрализации

постановки. Особенно был хорош сам

Грунтовский и Евгений Гуреев в роли

Рубцова. Приехали на Чтения и такие

известные писатели, как Николай Коняев из

Санкт

-

Петербурга и Виктор Пронин из

Москвы, автор книги «Ворошиловский

стрелок»

.

В 2005 году прошли

V

Всероссийские

Балашовские чтения, своего рода, маленький

юбилей. И, несмотря на то, что общая

структура Чтений оставалась неизменной –

возложение цветов к мемориальной доске

писателя, чтение докладов, торжественный

ужин, посещение Центра музыкальных

древностей В.И.Поветкина, были в чтениях и

свои отличия –

каждый год менялась тема

конференции и гости.

На

I

Балашовские чтения из Мурманска

мы ехали вдвоем с Викторией Борисовной

Бакула,

педагогом

Царь

-

города

(или

Оленегорска

-

2), остановились у вдовы

писателя Ольги Николаевны Балашовой, где

сразу почувствовали себя желанными

гостями. Именно от Ольги Николаевны

каждый день мы узнавали новые интересные

сведения о жизни Дмитрия Михайловича,

его писательском труде, родных и друзьях.

Беседы наши затягивались далеко за

полночь, а то и до утра, когда, как нам

казалось, открывалось третье дыхание, затем

на часа три мы ложились отдохнуть и все

начиналось

заново.

Первые

чтения

проходили под девизом «Писатель, историк,

фольклорист». Сцену украшал прозрачный