172
занавес,
окрашенный
светом
софитов
в розово
-
голубые пастельные тона, горели
свечи. Чуть глубже висел портрет Дмитрия
Михайловича,
прекрасно
выполненный
рукой художника филармонии. Белая
косоворотка, снежно
-
белые волосы, усы,
борода –
светлый образ… На портрете
Балашов то ли раздумывал над судьбой
России, то ли вглядывался в лица
выступающих… Именно этот портрет
в
дальнейшем и станет символом всех
последующих Чтений.
Пришлось
с
сожалением
констатировать, что в зале кроме писателей
и гостей не оказалось ни одного студента,
школьника, учителя литературы, зато на
демонстрирующийся в это же время фильм
с
участием
Дмитрия
Михайловича
«Господин Великий Новгород»
билетов всем
желающим не хватило. И все же, нужно
отдать
должное
устроителям
Первых
Всероссийских
Балашовских
чтений
в Новгороде: доклады и выступления были
разнообразными и содержательными. Гость
Чтений из Москвы Александр Сегень,
секретарь правления Союза писателей
России выдвинул предложение учредить
премию имени Дмитрия Балашова для
исторических писателей и историков.
Новгородский поэт Руслан Дериглазов
начал свое выступление со стихов Балашова,
написанных в 1961 году:
Месть за все, за бессилье и жалобы
И за мелочность в крупных делах
Лысым мальчиком плакать да баловать,
А от жизни спасаться в кустах.
И
далее
продолжал
выступление
словами: «Вот с какими ощущениями
человек жил. По отношению к себе это
совершенно безжалостное стихотворение.
Как он говорит:
Лысым мальчиком плакать да баловать,
А от жизни спасаться в кустах...
Вот она неудовлетворенность сильной
большой личности. Ведь у него в принципе
было все. Жизнь налаживалась... Выходили
книги,
защитил
степень.
У
любого
нормального
человека
это
уже
определившаяся судьба. Да если бы он
просто занимался фольклористикой, он стал
бы выдающимся фольклористом, быстро
защитил докторскую, стал академиком,
создал школу. Целая колоссальная судьба.
А его это не устраивало, а ему этого было
мало. Я думаю, что любовь и поэзия, тогда
в 60
-
х ему помогали с определением места
в
жизни,
как
бы
компенсируя
недостаточность в реализации себя. И он
выбирает другую судьбу. Потому мы
должны понимать, что стихи его конца 50
-
х
начала 60
-
х годов и есть начало его
литературного творчества»
.
Другой оратор Кошелев Вячеслав
Анатольевич, доктор филологических наук,
профессор кафедры русской классической
литературы НовГУ им. Я. Мудрого в своем
обширном докладе о творчестве Дмитрия
Михайловича затронул тему языка предков.
Понравилось и выступление Владимира
Ивановича Поветкина, говорившего, что,
конечно же, Балашов в жизни не всем
угодил, а тем более, не был безгрешен, и не
во всем ему хочется подражать, но надо
помнить, что это все приложено к каждому,
кого великая человеческая память выдвигает
на лобное место почитания.
II
Балашовские чтения под названием
«Певец
истории
народной»
готовили
представители
Новгородской
администрации,
работники
архива,
библиотекари,
Центр
музыкальных
древностей.
Было также непонятно, почему имя
Балашова
полностью
игнорируется
Новгородским областным образованием. Не
люблю словосочетания «региональный
компонент», но где он? Где изучение
школьниками и студентами истории края,
творчества новгородских писателей. Имеется
в Новгороде и училище искусств. Ведь,
казалось бы, студенты – филологи, историки,
фольклористы, должны обогащать свои
знания,
слушая
доклады
не
просто
педагогов, а людей лично знавших писателя.
То же можно отнести и к новгородским
педагогам, игнорирующим Балашовские
чтения со своими учениками. Ведь помимо
творчества Балашова на этих чтениях они
знакомились бы с творчеством и остальных
новгородских литераторов, с творчеством
писателей Москвы и других регионов
страны, но…