Обычная версия
Шрифт:
A+A+
Межбуквенный интервал:
+
Междустрочный интервал:
+
Фон:
Цвет текста:

График работы

сегодня:Не работает
завтра:10:00 - 22:00
Меню сайта

Литературный интенсив по Генриху Бёллю

В рамках литературных интенсивов  проекта «Слово за слово» прошла лекция филолога Ивана Чернышова «Искусство по Генриху Бёллю».

Генрих Бёлль – немецкий писатель, нобелевский лауреат, активный антифашистский деятель. В начале лекции Иван рассказал о биографии Бёлля, после чего предложил участникам ряд высказываний писателя, ознакомиться с которыми предполагалось без комментариев лектора для непосредственного восприятия.

Было процитировано знаменитое эссе Бёлля «В защиту литературы развалин», где доказывалось право автора на критический взгляд на действительность, приводились воззрения писателя на связь искусства и действительности, мнение о пользе переводной литературы, аргументировался его известный тезис «Язык — это свобода». Были приведены выдержки из нобелевской лекции Бёлля и цикла Франкфуртских лекций, в том числе высказывания о неизбежном комизме реализма в ХХ в., массовости литературы, важности образования и связи формы и содержания.

Лекция вызвала долгую дискуссию не только по тезисам Бёлля, но и по немецкоязычной литературе ХХ в. в целом. Иван рекомендовал аудитории ознакомиться со многими произведениями писателя: не только с известными романами «Глазами клоуна» и «Бильярд в половине десятого», но и с сатирической новеллой «Молчание доктора Мурке» и стоящим между художественной прозой и путевыми заметками «Ирландским дневником». Творчество Бёлля также открывает богатые возможности анализа определенных литературных приемов: в «Дневнике» ярко дан прием остранения, в «Докторе Мурке» – пуант как основа новеллы.

Говоря о других немецкоязычных авторах, были упомянуты Вольфганг Кёппен и Гюнтер Грасс, а также один из первых постмодернистов Томас Бернхард. Проблема поколения Бёлля в том, что оно действительно оказалось потерянным: бесчеловечные ужасы войны показали полный крах модернизма, а постмодернистская парадигма во времена становления Бёлля как писателя еще не оформилась. В этом коренное отличие поколения Бёлля от «потерянного поколения» Ремарка, которое, пережив Первую мировую войну, только упрочилось в модернистском видении мира.

Для понимания преемственности поколений важна не только литература, но и кино, визуальные искусства. Участникам литературного интенсива были рекомендованы для ознакомления культовые фильмы немецкого экспрессионизма («Метрополис», «Носферату», «Кабинет доктора Калигари» и другие). Также была затронута тема реди-мейда, а в разговоре о сюрреализме прослежена эволюция режиссера Луиса Бунюэля от сюрреалистического кино («Андалузский пес» в соавторстве с Дали) к постмодернистскому («Ангел-истребитель» как один из первых постмодернистских фильмов).

Были проведены параллели между советским кино довоенных лет и европейским кино, а также голливудскими фильмами. Затронули творчество Леонида Андреева как русского экспрессиониста.

Многие участники встречи ушли с солидным списком книг для прочтения и фильмов для просмотра. Нужно отметить, что самообразовательный потенциал проекта «Слово за слово» растет вместе с уровнем участников.

Следующая встреча состоится 13 апреля в 19.00 в Центре современного искусства. Она пройдет в формате живой конференции.

Поделиться статьей
Показать подразделы ⇒⇐ Скрыть подразделы
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5