Фестиваль объединил сообщества артистов и кураторов Северо-Запада России и Северной Европы, чтобы исследовать феномены культурной изоляции и переосмысливать традиционное негативное восприятие темноты и географической отдаленности.
Одной из площадок стала трехдневная Лаборатория полевых записей под кураторством звукового и медиахудожника Бориса Шершенкова. Участники с помощью специальных преобразователей получили возможность синестетического исследования световой среды города и превращения привычных источников городского освещения в единое многоканальное звуковое произведение.
Первый день конференции был посвящен взаимосвязям между институтами искусства и культуры в России и мире. Представители региональных, российских и международных культурных организаций обсуждали вызовы, которые ставит сегодняшний день, особенности планирования и проекты. Говорили о специфике работы с местными творческим и городским сообществами, оторванности от культурных центров и формировании новых точек притяжения для искусства.
Обсудив работы, представленные в программе «Инверсии», артисты поделились мыслями о том, какие возможности рождаются за пределами стабильно известного будущего.
Завершило первый день открытие выставки – каталога вымышленных существ, природных явлений, минералов и растений «Воображаемый атлас». Арт-объекты, представленные на ней, находятся на стыке графического дизайна, искусства, мифологии, биологии и сторителлинга. Куратор проекта – архангельский художник Виктор Тяпков.
Второй день конференции посвятили небольшим сообществам и сложным вызовам, что стоят перед ними. Ведущие Вера Клюева и Александр Вилейкис поделились опытом социально-антропологических исследований. На последовавших панельных дискуссиях обсудили: как медиаискусство, современная музыка и локальный подход трансформируют жизнь людей вокруг, как темы экологии, природы и стихий разрабатываются в художественных работах.
Завершающий день конференции раскрыл тему фестиваля «Инверсия» 2022 года. Анна Байдак и Галина Кружилина – авторы фирменного стиля «Инверсии» этого года – поделились идеями создания графики для проекта, методах работы и задачах, которые можно решить с помощью инструментов дизайна. Авторы выставочных работ «Инверсии», использующие техники геймдизайна в своих историях, рассуждали о том, какие миры создаются в игровых взаимодействиях.
Подвела итоги дискуссия «Северный морской/цифровой путь». Художники, для которых Мурманская область и Север – личная история, делились размышлениями о том, как цифровое искусство может формировать новое восприятие места.