Обычная версия
Шрифт:
A+A+
Межбуквенный интервал:
+
Междустрочный интервал:
+
Фон:
Цвет текста:

График работы

сегодня:10:00 - 22:00
завтра:10:00 - 22:00
Меню сайта

«Читайте! Это главное». Интервью победителя «Литературного диктанта»

Международная просветительская акция «Литературный диктант» состоялась 29 сентября. Этот праздник книголюбов объединил жителей всей России и еще 19 стран мира. На площадке Мурманской областной научной библиотеки встретились более 200 человек, чтобы узнать, насколько хорошо они помнят произведения классической русской литературы. Имена лучших стали известны в конце прошлой недели. Больше всех баллов получила Алина Владимировна Гурылева, преподаватель русского языка и литературы. Родилась в Мурманске, училась в Мурманском арктическом государственном университете: первый диплом бакалавра педагогического образования (русский язык и литература), второй – магистра филологии. Увлекается языкознанием, литературой и театральным искусством.

Так в чем секрет успеха, и что читает победитель «Литературного диктанта»? Об этом мы спросили Алину Владимировну.

­«Литературный диктант» прошел во второй раз. Это был Ваш первый опыт участия или Вы писали диктант и в 2021 году?
– Это мой первый опыт. Узнала о проведении литературного диктанта только в этом году.

Какой вопрос показался самым интересным, какой самым сложным?
–  Самыми интересными были вопросы со свободным ответом, особенно про моностих Валерия Брюсова, про писателей с одинаковой фамилией. Самыми сложными  про литературу народов России. Признаюсь, на эти вопросы отвечала интуитивно.

Как Вы готовились к Литературному диктанту?
– К сожалению, не было времени как следует подготовиться к диктанту: в этом году к учительской в школе нагрузке добавилась преподавательская в университете. Но организаторы акции делятся очень интересными и полезными материалами из области литературоведения. С удовольствием ознакомлюсь с ними, и, возможно, они пригодятся мне в моей работе. 

Организаторы акции, рассказывая о возможностях подготовиться к диктанту, советовали читать статьи на официальном сайте и брать произведения русской классики в библиотеках. А Вы посещаете библиотеки? Помните, как пришли в библиотеку впервые?
–  Про свой первый поход в библиотеку уже не вспомню, но в детстве я бывала там часто. И сейчас всегда стараюсь выкроить хотя бы немного времени на посещение библиотеки, причём чаще всего прихожу туда не за книгами (всё-таки мне удобнее пользоваться электронными), а за новыми знаниями и впечатлениями. Современная библиотека представляет собой не только хранилище книг, но и настоящий культурный центр. Различные просветительские мероприятия, открытые лекции, мастер-классы - всё это позволяет и самой интересно провести время, и организовать работу с учениками.

Вы работаете преподавателем русского языка и литературы. Что повлияло на выбор профессионального пути?
–  На выбор профессионального пути повлияли, в первую очередь, интересы. Меня всегда привлекала литература, искусство, кинематограф, языки. Все эти интересы прекрасно сочетаются в преподавании. Вспоминая себя в старших классах, я не могу с точностью утверждать, что к выбору профессионального пути тогда подходила на сто процентов осознанно, однако позже я поняла, что не ошиблась, выбрав обучение в университете на филологическом факультете. В настоящий момент я не вижу себя в другой профессии.

Ваше мнение в споре о не читающем поколении: читает или не читает современная молодежь?
–  Несмотря на множество исследований, показывающих, что современные подростки не испытывают особого интереса к чтению, я не могу согласиться с этим достаточно распространённым мнением. В течение учебного года обязательно провожу занятия, на которых мои ученики рассказывают о своих любимых произведениях. Вижу, с каким трепетом они готовятся к таким урокам. Говорят о самых разных книгах - от классики до современной литературы. Кто-то даже читает достаточно серьёзные и трудные произведения классиков, пытаются разбираться, спрашивают у меня совета. И почему сейчас говорят в основном только о подростках? Признаем, что и многие взрослые годами не берут в руки книгу.

Существуют ли по Вашему мнению книги, способные увлечь литературой?
–  Конечно, существуют, ведь книга позволяет открыть новый неизведанный мир или преобразить уже существующий. Возьмём тот же феноменальный бестселлер «Гарри Поттер», который так любят уже несколько поколений детей: кто-то узнаёт в героях романов самого себя, кому-то эта книга помогает восполнить нехватку ярких впечатлений.
И взрослый человек благодаря книге может увидеть привычное в непривычном свете: например, многим знакомая тема отчуждения в новелле «Превращение» Ф. Кафки подана так, что, прочитав её, ты этого никогда уже не забудешь.

Ваш личный топ литературных произведений. Что Вы любите читать?
–  Наверное, каждого филолога вопрос про любимое произведение может поставить в ступор. Все хорошие книги слишком индивидуальны, чтобы выделить какую-то одну из них. В школе меня всегда тянуло к произведениям русской классики: из Достоевского люблю «Братьев Карамазовых», «Идиота», из Л.Н. Толстого - «Анну Каренину», «Крейцерову сонату». В университете открыла для себя многие шедевры зарубежной литературы, такие как «Красное и чёрное» Стендаля, «Мадам Бовари» Флобера. Вершиной литературного мастерства считаю роман Уильяма Фолкнера «Шум и ярость». Современной русской литературой увлеклась только на последних курсах университета. Из авторов могу выделить Евгения Водолазкина и Дмитрия Бакина. И это лишь то, что первым пришло в голову. На самом деле любимых произведений гораздо больше. Про поэзию и говорить ничего не буду, но для меня особенно дорог Арсений Тарковский, так как именно по его творчеству я писала дипломную работу.

Откуда Вы узнали о «Литературном диктанте»? Будете ли принимать участие в следующем?
–  О «Литературном диктанте» узнала на работе  от коллег и родителей учеников. Надеюсь, что удастся принять участие и в следующем году! И обязательно приглашу своих знакомых.

Что Вы пожелаете участникам «Литературного диктанта» 2023 года?
–  Читайте! Это главное.

Поделиться статьей