26 апреля в рамках проекта «Открытые лекции в Научке» состоялась лекция кандидата филологических наук Марины Валентиновны Наумлюк «Художественная новизна и особенности сценического воплощения пьес Антона Павловича Чехова».
В 2025 году исполняется 165 лет со дня рождения А. П. Чехова. Драматургия Чехова повлияла на развитие всего мирового театрального искусства. Однако и чеховская драма была продолжением новаторских исканий русского и европейского театра.
По утверждению известного режиссера Петера Штайна, есть только три театральных эпохи: античная драма, эпоха Шекспира и эпоха Чехова. Слушатели лекции познакомились с особенностями чеховского новаторского драматургического метода и разной режиссерской трактовкой пьес Чехова.
Чехов изображает жизнь, которая внешне бессобытийна, но обладает внутренним драматизмом. Обыденные вещи оказываются очень значимыми. «Люди обедают,.. а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Пьесы Чехова отличает жанровая неопределенность: зрителям-современникам было непонятно, комедии это или трагедии. Драматургический конфликт касается устройства жизни в целом, а не взаимоотношений персонажей. Отсутствует яркая интрига, а недовольство героев своей судьбой отражается в подтексте, создавая особое сценическое настроение. Драматизм распределяется между всеми персонажами. У каждого – своя драма, но друг друга они не видят и не слышат. Это потом окажет влияние на театр абсурда. А театр чеховского времени жил совсем по другим законам, и «Чайка» в Александринском театре провалилась.
Первым понял Чехова Константин Станиславский. По словам Станиславского, у Чехова «сценическое действие надо понимать во внутреннем смысле», ведь «в самом бездействии создаваемых им людей таится сложное внутреннее действие». Станиславский выстраивал внутреннее, психологическое действие, основываясь на ремарках, которые часто противоречат словам персонажей.
Показывая будничное течение жизни, Чехов ставит вопрос: для чего живет человек? Профессор из повести «Скучная история» страдает от бессмысленности: как найти то, что связывает человека с другими, то, «что называется общей идеей, или богом живого человека?» Чехов не дает ответа на эти вопросы, но в рассказе «Студент» герой читает двум женщинам историю отречения апостола Петра и по их реакции понимает: «то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему... к нему самому, ко всему людям», а главным в жизни, тем, что соединяет людей, всегда были правда и красота.


