Обычная версия
Шрифт:
A+A+
Межбуквенный интервал:
+
Междустрочный интервал:
+
Фон:
Цвет текста:

График работы

сегодня:10:00 - 22:00
завтра:12:00 - 22:00
Меню сайта

Архив выполненных справок и поиск

№2964 (Москва) от 3 октября 2011
Здравствуйте, подскажите пожалуйста что представляет собой музыкальный лад?
Здравствуйте, Елена.

Звуки во всех мелодиях звучат согласованно и образуют лад. Самый устойчивый звук лада, на котором обычно заканчивается мелодия, называется тоникой. Лад бывает мажорным и минорным. Общая характеристика мажора – светлый лад, минора – темный лад.
Звуки лада одновременно являются ступенями. Если все звуки-ступени расположить по порядку вверх или вниз начиная от тоники, то получится звукоряд, или гамма. Гамма получает название в зависимости от того, какой звук является первой ступенью (тоникой) и какой лад она представляет, например: до мажор, до минор, ре мажор, ре минор и т. д.

Источник:

85.310я72 ; Ш17 Шайхутдинова, Д. И. Лад. Тоника. Ступени лада. Звукоряд. Мажорная и минорная гаммы / Д. И. Шайхутдинова // Краткий курс элементарной теории музыки / Д. И. Шайхутдинова. - 2-е изд. – Ростов н/Д, 2010. – С. 20. - (Серия "Учебные пособия для ДМШ") (1700971 – ИСК)

Лад. В широком смысле – упорядоченная система отношений между звуками, различающимися по высоте (в западной терминологии обозначается словами, производными от латинского modus, - «способ», «мера»). Обычно термин Л. используется в значении звукоряда, составляющего основу музыкальной композиции. В применении к архаической музыке и музыке многих неевропейских культур понятие Л. обычно подразумевает также определенную направленность развертывания мелодии и наличие определенного набора устойчивых мелодических оборотов. Эволюция европейской музыки на протяжении ХIV–ХVII вв. характеризовалась постепенным вытеснением модальности (т. е. чисто ладового принципа звуковысотной организации) тональностью. В эпоху господства тональности (ХVII- ХIХ вв.) использовались, по существу, только два Л. – мажор и минор; в западной музыке ХХ в. расширяется ладовой «инвентарь», активно осваиваются редкие натуральные лады и искусственные лады.

Источник:

85.31я2 ; М89 Лад // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна. - М., 2001. – С. 464 – 465. (Ф-1617891 - ИСК Ф-1623468 – ИСК)

Более подробно узнать о том, что представляет собой музыкальный лад, Вы можете, обратившись к «Музыкальной энциклопедии»:

Холопов, Ю. Н. Лад / Ю. Н. Холопов // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М., 1976. – Т. 3. – Стб. 130-143.

С уважением, главный библиограф Зала литературы по искусству И. А. Аникова.

Будем благодарны за отзыв и предложения о работе нашей службы, которые Вы можете отправить на адрес vss@mgounb.ru.