Художественно-документальные издания – особый жанр литературы, для которого характерно построение сюжетной линии на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Эта проза основана на документах, воспоминаниях очевидцев или самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, в оценке событий. Сегодня такую литературу относят также к категории «нон-фикшн». Этот термин заимствован из английского языка: «non-fiction» означает «не вымысел». В начале года на выставке «Не вымысел» можно познакомиться с автобиографической и мемуарной художественно-документальной прозой.
Татьяна Аксакова (урожденная Сиверс) (1892-1981) – русская аристократка, дочь статского советника, генеалога и нумизмата Александра Сиверса. В 1914 году вышла замуж за Бориса Аксакова из рода Аксаковых. Она прожила тяжелую жизнь, полную лишений и утрат. Счастливое петербургское детство и московская юность сменились в 1935 году арестом и приговором к пяти годам ссылки в Саратов; в 1937 году вновь была арестована и приговорена к восьми годам исправительно-трудового лагеря; в 1943-м по болезни – досрочно освобождена и выслана в Вятские Поляны Кировской области, где и начала писать свою хронику. В 1957 году была полностью реабилитирована и в 1967 вернулась в Ленинград. Умерла и похоронена в Ижевске на Южном кладбище, могила утрачена. Воспоминания Татьяны Аксаковой-Сиверс «Семейная хроника» – с конца XIX до 60-х годов XX века – один из лучших образцов ныне забытого жанра «семейной хроники» и один из лучших мемуаров о том сначала безоблачном, а потом грозовом времени, в котором Татьяне Александровне выпало жить.
«Мы ни единого удара не отклонили от себя…» Сергей Снегов (1910–1994), известный писатель-фантаст, мог бы с полным правом отнести к себе эти ахматовские строки. Его «Книга бытия» – бесценное, из первых рук, свидетельство о жизни в эпоху очень больших перемен. История мальчишки, одесского босяка, одаренного и дерзкого, развивается на фоне потрясений революции, первых советских трудных лет, террора тридцатых. Снегову удалось до мелочей воссоздать мир ребенка, подростка – своенравного, зависимого от похвалы, ищущего приключений, страдающего и порой жестокого. Постепенно герой воспоминаний мужает, и вот уже подающий надежды молодой ученый читает лекции в университете. Однако неординарность опасна в краю насаждаемого силой тотального равенства. И потому арест в 1936 году кажется почти неизбежным….
Новая книга Бориса Лейбова «Мелкий принц» посвящена детству, проведенному в Москве и Подмосковье, и юности, тесно связанной с эмиграцией – жизнью на Кипре и во Франции в конце 1990-х годов. Привязанность к родителям, бабушке и деду, первая и, конечно, безответная любовь, подростковая дружба создают настоящий драматический клубок. Из него ткется полная фантазий и грубой реальности история взросления, превращения из мальчика в мужчину. В этой книге очень много всего. Здесь и атмосферный слепок эпохи с её опасными поворотами судьбы. И любовное вглядывание в жизнь, потому что для автора важна каждая деталь: шуршание травы, шум дождя, первая зимняя метель… И щемящая тоска по оставленному в прошлом. И осторожный интерес к новому. Автобиографическая, лиричная, ностальгическая книга Лейбова, финалиста премии Марка Алданова, напоминает о лучших образцах русской прозы – от «Жизни Арсеньева» Ивана Бунина до творчества Александра Иличевского.
Выставка работает в зале художественной литературы в течение года.
16+