14 января | 110 лет назад (1915) император Николай II утвердил Особый журнал Совета Министров об ассигновании кредита на постройку железнодорожной линии Петрозаводск – Сорокская бухта с продолжением этой линии до Мурмана. 10 февраля 1915 г. Совет Министров принял решение о выделении первого кредита. Началось строительство Мурманской железной дороги. Строительство велось одновременно на трех участках: Петрозаводск–Сорока (март–декабрь 1915), Кандалакша–Мурман (июнь 1915 – апрель 1916), Сорока–Кандалакша (сентябрь 1915 – ноябрь 1916). В работах участвовали около 138 тыс. человек – русских и иностранных рабочих, военнопленных. Общая стоимость строительства дороги протяженностью 1053 км определялась в 180 млн. рублей. Стройка проходила в экстремальных условиях: обилие болот, сплавных рек, практически безлюдная местность и др. 16 (03) ноября 1916 г. Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию. Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района : к открытию сквозного движения от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана / Управление по постройке Мурманской железной дороги. - Петроград, 1916. - 204 с., [33] л. ил : ил. - Электронная версия доступна в ЭБ «Кольский Север». № 236. Особый журнал Совета Министров, 30 декабря 1914 года : по вопросу о сооружении железной дороги на Мурман // Особые журналы Совета Министров Российской империи, 1909-1917 гг. - Москва : РОССПЭН, 2006. - 1914 год. - С. 643-644. |